А. Н. ЕРАНЦЕВ
научный сотрудник
Городецкого краеведческого музея
*
Иллюстрированный очерк
о городецких художественных промыслах
Панно «Городец». Металл, литьё. Копия с резной пряничной доски мастера А. Я. Колова.
Панно украшает стенд на Набережной Революции
В Нижегородском Поволжье ввиду бедности почв население издавна занималось торговлей, судостроением, различными ремёслами. Это было вызвано, с одной стороны, бедностью местных песчаных почв, с другой – богатством леса и близостью Волги.
В городецкеой округе более всего была распространена обработка дерева (изготовление деревянной посуды, прялок, саней, дуг и пр.), гончарное производство, валяно-сапожный промысел. Бок о бок с промыслами развивалось и народное декоративно-прикладное искусство. Рельефная «глухая» резьба и яркая раскраска украшали не только волжские суда, но и многие предметы крестьянского быта. Так, в XIX веке были очень популярны сани и тарантасы, изготовленные в городецких деревнях близ р. Узолы. Слава о них расходилась далеко по Волге. Исследователь П. Д. Прокопьев приводит даже песню, которые пели васильсурские девушки в 1860-х годах: «Ехал мальчик из Казани, городецки новы сани, семисотенный конь с позолоченной дугой». Славен Городец - город мастеров народных.
Конская дуга с резьбой и росписью в экспозиции крестьянского зала музея. 1856 г.
Городец был известен не только как крупный центр торговли хлебом и щепным товаром, но и центр пряничного дела. Выпечка печатных пряников – один из самых старых местных промыслов, известен он с XVIII столетия.
Пряничная доска городецкого мастера Матвея Ворошина. 1776 г.
Собрание Государственного исторического музея (г. Москва).
Расцвет пряничного дела пришелся на конец XIX века. Городецкие пряники славились наравне с тульскими и вяземскими. Было их более 30 сортов: печеные, сахарные, сиропные, ликер, медовые, фруктовые и другие. С Нижегородской ярмарки они расходились по всему Поволжью, шли на Дон и в Сибирь. Пряники выпекались самого разного сорта и размера: от мелких (закусочных) до аршинных (подарочных). Огромные, так называемые «битые» пряники пеклись для особо торжественных случаев – именин, свадеб, для преподношения знатным гостям.
Благодаря использованию резных досок пряник был не только лакомством, но и настоящим произведением искусства. На печатных формах вырезались звери и птицы, гербы с двуглавыми орлами, различные фирменные надписи и надписи-пожелания. Характерной особенностью городецких пряников был их большой размер и вес. По специальному заказу выпекались пряники весом до полутора пудов (25 кг). Местные жители преподносили огромные пряники гастролирующим артистам, губернатору и даже возили в столицу для преподношения царю Николаю II.
Печатные пряники были настоящей визитной карточкой Городца. Неслучайно в 1896 году самый известный местный пряничник – А. М. Бахарев – экспонировал свою продукцию на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
Пряничная доска Александра Максимовича Бахарева. Конец XIX – начало XX в.
44 Х 45 см. Собрание МИХП (Н.Новгород). Надпись: «Славянской фруктовый пряникъ.
Пряничн – и кондитер. заведе. Але. Мак. Бахарева въ с. Г.».
В краеведческой литературе можно встретить утверждения о том, что городецкие пряники известны уже с XVII века, однако это утверждение не подкрепляется ссылками на исторические источники. Местные печатные пряники приобретают известность в конце XVIII века, этим же временем датируются и самые старые пряничные доски из Городца.
Развитию пряничного дела в селе Городце благоприятствовала большая хлебная торговля, а также традиции высокого искусства резьбы. Выпечкой пряников здесь занимались несколько фамилий потомственных пряничников, преимущественно староверы: Бахаревы, Беляевы, Глазуновы, Лемеховы, Щербаковы и др. В конце XIX века в Городце выпекалось более 30 сортов пряников. Самые большие достигали веса в 1,5 пуда (25 кг). Такие «почётные» пряники преподносились в качестве хлеба-соли знатным гостям (членам царской фамилии, губернатору, гастролирующим артистам и т. д.).
Кроме традиционных птиц и зверей, в XIX – начале XX века на пряничных досках вырезались сложные картинки с разными пожеланиями и фирменными надписями: «№ 16 А. Бахарева», «Кого люблю, того дарю сердечно», «Дарю Маше», «Дарю Наде», «Дарю Зине», «Фруктовый пряник», «Миндальный пряник», «Кислая кавришка» и прочее.
Пряничная доска «Каврижка. 1907 года». Собрание Городецкого краеведческого музея.
Пряничная доска «городецкий косяк». 22 Х 27 см.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Пряничная доска «Сирин». 17 Х 25 см.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Пряничная доска «Орёл». Собрание Городецкого краеведческого музея.
Традиции пряничного дела живут в Городце до сих пор. После революции на основе частных предприятий была создана артель «Красный пряничник», затем – Городецкий пищекомбинат. Современные пряники пекут по старой технологии, с помощью печатных досок (их режут два известных мастера – С. Ф. Соколов и В. Г. Зеленин), а самые большие пряники, поступающие в продажу, весят 5 килограмм.
Пряничная доска «Стерлядки». Мастер Егор Бахарев. XX в.
С этой доски на пищекомбинате пекутся самые крупные пряники – весом 5 кг.
Пряничная доска «С днем свадьбы». Мастер В. Г. Зеленин. 1970-е гг.
Городец XIX века был не только богатым купеческим селом, но и местом сбыта изделий кустарных промыслов. преимущественно резьбы и росписи по дереву. В окрестных деревнях издавна изготовляли и расписывали глиняную посуду, конские дуги, сани, игрушки, прялки.
Зимой на городецкий базар местные крестьяне, а также торговцы из соседнего Семёновского уезда свозили в большом количестве разнообразные кустарные изделия из дерева – т.н. щепной товар. С началом волжской навигации он расходился по всей России и даже шёл на экспорт в Среднюю Азию.
Среди прочего щепного товара продавались в Городце и донца прялок. В отличие от прялок из других губерний России, нижегородские были разборные, с узким гребнем и широкой дощечкой для сидения – донцем (или «дёнцем»). После работы крестьянка вынимала гребень из копыла и вешала донце на стену как украшение избы. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни. Девушки брали их на зимние вечёрки-посиделки. Часто прялки дарили на свадьбу: жених – невесте, отец – дочери. Прялка передавалась по наследству, её берегли и хранили.
Декоративное оформление городецких донец резьбой и инкрустацией из морёного дуба возникло во второй половине XVIII века. Изготовлением донец занимались крестьяне из окрестных деревень, расположенных в живописной долине лесной речки Узолы: Коскова, Курцева, Савина, Репина, Хлебаихи, Боярского, Букина и др. Вставки, вырезанные из твёрдого черного морёного дуба, долго пролежавшего в воде, эффектно выделялись на фоне светлой поверхности донца. В середине XIX века мастера стали переходить к более дешёвой и яркой технике украшения донец. Вначале это была подкраска фона и отдельных элементов. Но вскоре мастера окончательно отказываются от трудоемкой резьбы с инкрустацией и в самом начале 1870-х годов переходят к росписи.
Городецкая «топорная» игрушка. XIX – начало XX в. Собрание Детского музейного центра.
Расписные коньки. Надпись: «И: 1883 Лоднева».
Фото из экспозиции Городецкого краеведческого музея.
Благодаря смене строгого резца на послушную кисть мастера начали писать самые разные сюжеты. Любимыми сценами в городецкой росписи были сценки из купеческого быта: семейные праздники, застолья, чаепития, приемы гостей, гулянья кавалеров с барышнями и т. п. Были в росписи и батальные сцены, например, у мастера Гавриила Полякова. Кроме донец мастера расписывали мочесники, туеса, солонки, сани, дуги, поставки, глиняную посуду, детские стульчики, каталки, игрушки.
Донце резное с инкрустацией. Катание невесты. Городецкий район. Первая половина XIX в.
Собрание Костромского областного музея-заповедника.
Мочесник (коробка для хранения льняной пряжи и веретён). Луб; городецкая роспись.
28,5 Х 12,5 см. XIX в. Собрание Городецкого краеведческого музея.
Донце прялки. Дерево; резьба, инкрустация морёным дубом. Городецкий район.
Мастер Л. Мельников (?). Собрание Нижегородского областного музея-заповедника.
Донце прялки. Дерево; резьба, инкрустация морёным дубом. Городецкий район.
Первая половина XIX в. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника (Московская обл.).
На манеру городецкой росписи повлияли иконопись и книжная миниатюра (особенно у известного мастера Игнатия Лебедева). Важно отметить, что новое искусство росписи не рассталось с прежней традицией украшения донец, напротив, выросло из неё. При переходе к росписи городецкие мастера перенесли из искусства резьбы и инкрустации много готовых, уже прочно сложившихся сюжетов.
Так, условные, как правило, плоскостные и несколько статичные изображения росписи повторяли резные инкрустированные работы, где такая манера диктовалась техникой резьбы и характером материала: твёрдый и колкий морёный дуб не позволял делать картинки вполне реалистичными и разнообразными, приучал мастера-резчика к строгому, условному, обобщённому языку. К тому же сначала красильщикам не хватало и живописного опыта. Но позднее некоторые мастера, в частности Игнатий Мазин, стремились в своих работах перейти от обобщённой трактовки мотивов к большей повествовательности и непосредственности.
Донце прялки с городецкой росписью. Конец XIX – начало XX в.
Донце расписное (фрагмент). Художник П. Д. Колесов
Собрание Музея истории художественных промыслов Нижегородской области.
Донце расписное «Подарок невесте от свекрови» (фрагмент). Художник И. А. Мазин.
Собрание Государственного исторического музея.
Донце расписное «Сражение под Адрианополем». Художник Г. Л. Поляков. 1881 г.
Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника (Московская обл.).
Гавриил Поляков прославился как талантливый автор батальных сюжетов.
Донце расписное. Художник Г. Л. Поляков (?). 1880-е гг.
Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника (Московская обл.).
Расцвет городецкой росписи донец пришелся на 1870–1900 годы. Но в начале XX века ввиду широкого распространения фабричных тканей спрос на донца резко упал, и «дёнечный промысел» стал приходить в упадок, хотя искусство росписи ещё долго оставалось высоким. Поэтому городецкая роспись до революции не успела приобрести большую известность.
Стульчик с городецкой росписью. Художник С. Ф. Крюков.
В отличие от глухой домовой резьбы или росписи на прялках, роспись крестьянского жилища и мебели не получили в Городецком районе сравнительно широкого распространения. Тем не менее, Городецкий краеведческий музей обладает двумя прекрасными образцами местной кустарной мебели конца XIX века – это богато украшенные резьбой и росписью шкафы для посуды, изготовленные мастером Токаревым-Казариным. Оба попали в музей из богатых домов вскоре после революции. Один шкаф, украшенный сюжетами на мифологические темы, в настоящее время хранится в фондах музея; другой украшает музейную экспозицию.
Работа Токарева-Казарина – настоящая иллюстрированная энциклопедия. На уголках шкафа вырезаны и раскрашены фигурки русских князей и царей – вся династия Рюриковичей. На створках вырезаны сцены из мировой и русской истории: Жанна Д’ Арк, испанская Реконкиста, взятие Рима варварами, поход Ганнибала и др.
Деталь шкафа для посуды. Дерево; резьба, роспись. Мастер Токарев-Казарин.
Конец XIX в. Собрание Городецкого краеведческого музея.
Шкаф для посуды (горка). Дерево; резьба, роспись. Мастер Токарев-Казарин. Конец XIX в.
Фото из экспозиции Городецкого краеведческого музея.
Есть на шкафу и картины отечественной истории: покорение Сибири, обращение Козьмы Минина к князю Пожарскому, портреты Дмитрия Донского, Ермака Тимофеевича, Василия Шуйского, Ивана Грозного, Михаила Фёдоровича Романова. Рядом с ними – красочные иллюстрации к литературным произведениям на исторические темы («Песня о купце Калашникове», «Юрий Милославский» и др.).
«Испанская Реконкиста». Деталь шкафа Токарева Казарина.
О самом авторе известно немного: Токарев-Казарин был сапожником, а мебель изготовлял по заказам частным лиц. Тем не менее, выполненные столетие назад, работы мастера до сих пор остаются непревзойденными шедеврами. Хотя в современном Городце есть талантливые мастера резьбы и росписи, никто из них не пытается выполнить нечто подобное.
В заключение отметим, что пока остается загадкой: что подтолкнуло Токарева-Казарина взяться за такую дорогую и сложную работу? Этот вопрос ещё ждёт своего исследователя.
«Въезд Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в Москву». Деталь шкафа Токарева-Казарина.
Расцвет купеческого Городца прервала Октябрьская революция. Хотя в 1922 году Городец получил статус уездного города, национализация флота и ликвидация частной торговли значительно уменьшили его роль в хозяйственной жизни края. С закрытием и разрушением храмов, Фёдоровского монастыря изменился и облик города.
Однако, несмотря на все лихолетья XX века, город смог сохранить своё лицо. В годы Советской власти в Городце были подняты на новый уровень такие традиционные для него отрасли как судостроение, судоходство, деревообработка, художественные промыслы.
В течение XX столетия неуклонно рос интерес ученых к Городецкому краю. Археологические раскопки, экспедиции археографов, труды искусствоведов раскрыли значение Городца как одного из малых городов России, города с богатой историей и самобытной культурной средой. Славен Городец - город мастеров народных.
«Дмитрий Донской». Деталь шкафа Токарева-Казарина.
Мастер жбанниковской свистульки Прасковья Степановна Тимофеева.
Фото с телемарафона ННТВ «Душа России». 1998 г.
Современный Городец – известный на всю Россию центр развития художественных промыслов. Сегодня живут в городе и радуют глаз замечательные промыслы и ремёсла: жбанниковская свистулька, гончарное дело, резьба и роспись по дереву, изготовление дымников из просечного железа, золотное шитьё и многие другие. Работы мастеров строчевышивальной фабрики (АО «Татьяна») и фабрики «Городецкая роспись» известны по всей России и далеко за её пределами.
Глиняная свистулька с городецкой росписью. Собрание Городецкого краеведческого музея.
Городецкий мастер-игрушечник Тимофей Фёдорович Краснояров.
Городецкая «топорная игрушка» с росписью. XIX – первая половина XX вв.
Богатые традиции народного искусства живут в творчестве современных художников. После Великой Отечественной войны городецкие художественные промыслы переходят на промышленную базу. На основе мелких артелей основываются мебельная фабрика «Городецкая роспись» (1965 г.) и строчевышивальная фабрика (1960 г.). Отныне изделия городецких мастеров находят массового покупателя и получают не только всероссийскую, но и мировую известность.
Панно расписное. Художник Л. Ф. Беспалова.
Иллюстрация из книги С. П. Чуянова «Городецкие праздники».
Главную роль в возрождении искусства городецкой росписи сыграл художник Аристарх Евстафьевич Коновалов (1920–1993), посвятивший развитию промысла всю свою жизнь. В 1951 году он стал председателем столярно-мебельной и художественной промартели «Стахановец» в селе Курцеве. С переводом артели в Городец и слиянием её с мебельной фабрикой А. Е. Коновалов становится главным художником фабрики «Городецкая роспись», на которой работает более 30 лет.
Под его руководством сложился творческий коллектив городецких художниц, достигший больших успехов. В 1985 году А. Е. Коновалову и его ученицам Л. Ф. Беспаловой, Ф. Н. Касатовой, А. В. Соколовой, Л. А. Кубаткиной, Т. М. Рукиной за новые произведения в традициях городецкой росписи была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина. За возрождение промысла городецкой росписи А. Е. Коновалов награждался орденом «Знак почета», в 1987 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин г. Городца».
В творчестве современных авторов продолжают развиваться такие характерные черты городецкой росписи как праздничность, мажорность, богатство красок, обращенность к сюжетным мотивам.
А. Е. Коновалов и ведущие художники фабрики «Городецкая роспись» (слева направо):
Т. М. Рукина, Л. А. Кубаткина, А. В. Соколова, В. А. Черткова, Л. Ф. Беспалова, Ф. Н. Касатова.
Фото из собрания Городецкого краеведческого музея.
Панно «Тройка». 84 Х 54,5 см. Художник А. Е. Коновалов. 1987 г.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Панно «Всадники». Художник А. Е. Коновалов.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Донце «Всадники». Художник А. Е. Коновалов. 1990 г. 34 Х 77 см.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Панно «Птицы». Художник А. Е. Коновалов. 1989 г. Диаметр 42,5 см.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Панно «Всадник». Художник А. Е. Коновалов. 1987 г. Диаметр 39,5 см.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Фрагмент мебели – продукция Фабрики «Городецкая роспись». 1970-е гг.
Всадники – один из любимых образов в работах старых мастеров и в творчестве современных художниц городецкой росписи.
Панно расписное. Художник Н. И. Калмина. 2005 г.
Солонка-утица. Художник Н. С. Приваловская. 1998 г. Частное собрание.
Птицы – один из любимых образов в современной городецкой росписи.
Доска разделочная. Художник В. В. Деревянко. 1990-е гг. Частное собрание.
Панно расписное. Художник В. В. Деревянко. 1990-е гг. Частное собрание.
Доска разделочная расписная. Художник В. П. Чуркина. 1999 г. Частное собрание.
Панно «Городецкие мастерицы». Художник Т. М. Рукина. 1988 г. 72 Х 41 см.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Панно «Барышня-крестьянка». Художник А. В. Соколова. 1986 г. 30 Х 30 см.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Панно расписное (фрагмент). Художник В. П. Чуркина.
Ларец расписной.
Панно «Зима». 27 Х 44 см. Художник В. А. Черткова. 1992 г.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Панно «Застолье» (фрагмент). Художник Н. С. Приваловская. 1998 г.
Частное собрание.
Панно «Встреча». Художник. Н. С. Приваловская. 1998 г. Частное собрание.
Нижегородская область славится своей вышивкой, а Городец всегда был известен как один из центров золотного шитья. Традиции этого промысла очень глубоки. Вышивка – одно из самых любимых и традиционных занятий русской женщины. В фондах музея немало прекрасных народных костюмов XVIII – XIX веков, украшенных городецкими золотошвеями. В годы Советской власти в Городце были организованы артели белошвеек и строчей. Во второй половине 20 века на базе артелей возникла Городецкая строчевышивальная фабрика.
В 1960-е годы существенно изменился ассортимент её продукции. Накомодники, подзоры, скатерти, портьеры, блузки с вышивкой «ришелье» и мужские рубашки «гуцулки» быстро выходили из моды. В 1965 году на фабрике была создана экспериментальная группа, в которую вошли художники, модельеры-конструкторы, лекальщицы, вышивальщицы. В производственную жизнь предприятия эта группа внесла дух творчества. Под руководством А. В. Богачевой были созданы современные рисунки для вышивки. Конструктор-модельер В. Зайцева разработала новые модели женского платья. В 1970–1980-е годы фабрика успешно развивалась. В 1978 году ей было присвоено почетное звание «Предприятие высокой культуры».
В зале представлены шали, полотенца, столешники, изготовленные на строчевышивальный фабрике (ныне АО «Татьяна»). Эти работы украшены в технике золотного шитья, верхошова, горьковского гипюра. Их авторы – известные городецкие художницы А. Г. Грачёва, Д. А. Белова, О. Калягина, А. А. Обрядова, Л. С. Нагибина, А. К. Осипова. Золотное шитьё – один из интереснейших художественных промыслов Городца – продолжает успешно развиваться.
Платок «Лето». Шерсть; золотное шитьё. Городецкая строчевышивальная фабрика.
Экспозиция Городецкого краеведческого музея.
Фрагменты платков с золотным шитьём. Собрание Городецкого краеведческого музея.
Известен Городец и богатыми традициями искусства резьбы. Сегодня в городе и районе трудятся талантливые мастера А. Я. Колов, В. Г. Зеленин, С. Ф. Соколов, Г. Е. Дубков, Б. В. Стариков, В. В. Колесников, Д. А. Пышнограев и др. Их работы регулярно выставляются на фестивалях древоделия. Кто-то из резчиков работает у себя дома, кто-то на фабрики «Городецкая роспись». Их работы можно видеть в экспозиции музея, а также на выставках «Тёплое дерево», проводимых в память замечательного резчика, Почетного гражданина Городца М. А. Логинова (1946–2001).
Набор ложек «Городец 1152». Дерев; резьба. 41 Х 48 см. Мастер В. Г. Зеленин. 1984 г.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Мастер Валерий Георгиевич Зеленин со своими работами. Фото Д. Веселова. 2005 г.
Пряничная доска. Мастер В. Г. Зеленин. Собрание Городецкого краеведческого музея.
Резные работы мастера С. Ф. Соколова. 1990-е гг.
Шкатулка резная «Птица-сирин». Мастер Р. Копылов.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Андрей Яковлевич Колов.
Шкатулка резная. Мастер А. Я. Колов.
Шкатулка резная «Пряха». Высота 20 см. Мастер А. Я. Колов. 1997 г.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Миниатюра резная «В беседке». Мастер А. Я. Колов. 1990-е гг.
Частное собрание.
Шкатулка резная «Звонарь к обеду». Мастер А. Я. Колов.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Почетный гражданин г. Городца Михаил Антонович Логинов (1946-2001 г.г.)
Панно резное «Прощание князя». 40 Х 61 см. Мастер М. А. Логинов. 1996 г.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
В мастерской резчиков на фабрике «Городецкая роспись». Фото 1970-х гг. Из архива В. Г. Зеленина.
Резчик Сергей Фёдорович Соколов. Фото из личного архива.
Панно резное «Семья». 41,5 Х 21,5 см. Мастер С. Ф. Соколов. 1998 г.
Собрание Городецкого краеведческого музея. Дар автора.
Славен Городец город мастеров народных.
*
ЛИТЕРАТУРА:
Горячев В. А. Древний Городец – «Малый Китеж». Москва, 1993.
Еранцев А. Н. Городецкие пряники. Городец, 2001.
Климова Н. Т. Народная вышивка Горьковской области. Горький, 1983.
Коновалов А. Е. Городецкая роспись. Горький, 1988.
Чуянов С. П. Городецкие праздники. Н. Новгород, 1995.
Чуянов С. П. Древо красоты. Н. Новгород, 2002.
* * *