А. Н. ЕРАНЦЕВ
научный сотрудник
Городецкого краеведческого музея
ПРОГУЛКА ПО ГОРОДЦУ
*
Иллюстрированный очерк
о достопримечательных и памятных местах города.
2006
Вид на Волгу с набережной (от здания райпо). Фото Д. Веселова. 2005 г.
Городец, как один из малых исторических городов России, давно привлекает к себе внимание отечественных и зарубежных туристов. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода.
Развитию туризма в Городце благоприятствует наличие больших зон для отдыха (в хвойных лесах вокруг города и на побережье Горьковского водохранилища находятся турбазы, пансионаты, санатории, детские лагеря), а также хорошая транспортная инфраструктура. Через Городец и соседний город Заволжье проходят автомобильные, речные и железнодорожные пути. По автотрассе путь от Нижнего до Городца составляет всего час-полтора. Из Городца легко добраться до других исторических мест Нижегородской области: рядом расположены г. Балахна – родина знаменитых балахнинских изразцов и кружев, г. Семёнов – столица золотой хохломы, сёла Пурех и Вершилово – имения князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
Главной достопримечательностью города и свидетелем его героического прошлого является крепостной вал и ров XII века. Это величественный памятник древнерусского фортификационного искусства, имеющий всероссийское значение.Вал и ров посада охватывают древний Городец дугой с севера, востока и юга. Их протяженность сегодня – 2100 м (в т.ч. полтора километра – хорошо сохранившийся участок). С западной стороны естественным укреплением города был крутой и высокий волжский берег.
Защищённый валом и рвом посад занимал большую часть древнего Городца, площадь его составляла более 60 га. В самом центре города на так называемой Княжей горе (ул. Кожанова, Щорса, часть ул. Свердлова) ещё можно увидеть остатки вала детинца – здесь когда-то располагалась княжеская резиденция. Современная площадь детинца – 3,5 га, а протяженность вала и рва – 550 м. К сожалению, детинец плохо сохранился. Вал и ров его читаются довольно слабо, а часть территории была разрушена оползнями волжского берега.
Городецкий крепостной вал и ров (вид у Детского дома).
Фото А. Н. Еранцева.
На городецком валу. Фото К. Скоробогатко. Декабрь 2005 г.
Вид на церковь Михаила Архангела с крепостного вала. Фото К. Скоробогатко. Декабрь 2005 г.
Несмотря на преклонный возраст, древний городецкий вал выглядит монументально. Сейчас он зарос вековыми соснами и является частью лесопарковой зоны города, это излюбленное место для прогулок местных жителей и туристов.
Интересен Городец и своей архитектурой. В конце XIX века Городец приобрел черты настоящего купеческого города. На его улицах можно видеть много красивых деревянных и каменных домов второй половины XIX – первой половины XX вв.
Поскольку до самой революции Городец считался селом, центр его не похож на другие города старой России. Здесь нет привычной городской площади с общественными учреждениями и расходящихся от неё веером улиц.
Планировка Городца естественным образом привязана к ландшафту – к линиям валов, многочисленным съездам, оврагам, но прежде всего к волжскому берегу. Городец был обращен к реке – к «главной улице России», как называли когда-то Волгу. В нижней его части, у самого берега, был тесный базар и судоверфь, а в свободной нагорной части села – в районе современных улиц Ленина, Набережной Революции и Андрея Рублёва – сложился квартал богатой жилой застройки.
Уютные и живописные городецкие улочки по-прежнему хранят в себе дух провинциального купеческого города. Многие из них сохранились почти в неизменном виде: ул. Максима Горького (бывший базар), Большой Кировский (бывший Большой Троицкий) съезд, ул. Ленина (Купеческая), ул. Андрея Рублёва (Панинская), ул. Александра Невского (Ворыхановская) и другие.
«Большой Кировский съезд». Холст, масло. 44 Х 34 см. Художник Ф. Ф. Корней. 1995 г.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Большой Кировский (бывший Большой Троицкий) съезд.
Спускается мимо Троицкой горы к улице Максима Горького (старому базару).
Фото М. С. Мокровского.
Спуск со смотровой площадки к улице Максима Горького (бывшему базару)
Вид на улицу Максима Горького со смотровой площадки.
Дом № 80 по улице Максима Горького является примером небольшого,
но довольно богатого купеческого дома конца XIX века.
Он щедро украшен пропильной резьбой. Водосточные трубы и
декоративные вазоны на каменных воротах – из просечного железа.
На крылечке читаются инициалы хозяина: «Г А Н». Фото Д. С. Веселова.
Некоторые из домов богатых городчан могли бы украсить и Нижний Ногород. Один из самых красивых и богатых из них – усадьба Лемеховых, расположенная в районе нижнего базара (ул. Максима Горького, 133). В нём сегодня располагаются музыкальные классы Городецкого педагогического колледжа.
Усадьба Лемеховых. Фото В. К. Годухина.
Большой Кировский (бывший Большой Троицкий) съезд –
соединяет ул. Максима Горького (бывший базар) с нагорной частью Городца.
Переходит в ул. Кирова (бывшую Троицкую). Фото М. С. Мокровского.
Кооперативный (бывший Мальцевский) съезд –
идёт параллельно Большому Кировскому съезду.
Соединяет ул. Максима Горького с улицами
Куйбышева, Кирова, Ленина. Фото М. С. Мокровского.
В начале улицы Кирова (бывшей Троицкой) стоит большое старинное здание – Досуговый центр «Метеор». До революции в нём размещался Всесословный клуб, затем Народный дом. Здание построено в стиле модерн в 1907 году по проекту архитектора Павла Антоновича Домбровского, автора проекта Дома трудолюбия в Нижнем Новгороде на ул. Варварской (здание типографии Нижполтграфа). В 2002 году рядом с ДЦ «Метеором» был установлен памятник «Купечеству России».
Досуговый центр «Метеор» – центральная часть здания. Фото Д. Китаевой. 2005 г.
В домах богатого местного крестьянства и купечества переплетались черты городской и деревенской архитектуры. Их украшают резные наличники, дымники и водостоки из просечного железа, кованые ворота, решетки и крылечки.
Архитектурные вкусы провинциального купечества формировались под влиянием традиций народного зодчества, а также различных архитектурных стилей и направлений: классицизма, эклектики и даже модерна. Одно из городецких зданий стиля модерн – бывший дом купца Тряпкина, стоящий на перекрестке переулка Кирова с улицей Ленина.
Станция скорой помощи – бывший дом купца Тряпкина (ул. Ленина, 2)
Здание РКЦ Государственного банка России на улице Ленина.
Фото В. К. Годухина. 2005 г.
Дом на перекрестке ул. Ленина и Андрея Рублёва –
образец архитектуры провинциального классицизма XIX века.
Фото М. С. Мокровского.
Улица Андрея Рублёва
соединяет ул. Ленина (бывшую Купеческую) с Набережной Революции
Фото А. Н. Еранцева. 1998 г.
Улица Андрея Рублёва сменила несколько названий.
До революции она звалась Панинской (потому что на ней стояла усадьба графов Паниных)
и Поперечной (вероятно потому, что шла поперёк волжской набережной).
Фото А. Н. Еранцева. 1998 г.
Улица Андрея Рублёва – вид со стороны набережной.
Фото М. С. Мокровского
Здание Городецкой типографии на улице Андрея Рублёва, 15.
Редакция газеты «Городецкий вестник».
Этот дом конца XIX века с богатой пропильной резьбой занимает выгодное место –
на перекрестке ул. Набережная революции с улицей Андрея Рублёва.
Здание является одним из главных украшений волжской набережной .
Вид улицы Набережная революции зимой.
Фото К. Скоробогатко. Декабрь 2005 г.
Волжская набережная (официально носящая имя «Улица Набережная революции») всегда была одним из самых красивых и любимых городчанами мест. Неслучайно поэтому в 1911 году здесь, на пересечении набережной (или, как говорили раньше, «Края») с улицей Панинской (ныне Андрея Рублёва) был поставлен памятник царю Александру II Освободителю, и набережная стала называться «Александровской».
После Октябрьской революции вместо бюста царя была установлена скульптурная композиция «Освобожденный труд», а набережная переименована в «Набережную революции» (так она зовется и теперь). Здесь проходили митинги и манифестации, отсюда колонны демонстрантов шли на улицу Советскую (так стала называться ул. Панинская) и у городского комитета ВКП(б) (сейчас здание ЗАГСа) поворачивали на улицу Ленинскую (бывшую Купеческую). В годы культа личности скульптуру «Освобожденный труд» сменил памятник И. В. Сталину. Затем на месте памятника вождю был установлен памятник герою-пионеру Павлику Морозову. В годы перестройки исчез и он…
В 1995 году на этом историческом месте был поставлен Поклонный камень – символ единения городов, связанных с именем святого благоверного князя Александра Невского: Переславля-Залесского, Пскова, Великого Новгорода, Владимира, Городца и Санкт-Петербурга.
Ул. Набережная революции, 10.
Наличники окон и карниз этого дома богато украшены пропильной резьбой конца XIX в.
Фото М. С. Мокровского.
Ул. Набережная революции, 8.
Один из немногих домов с глухой (или долблёной) резьбой середины XIX века.
Ворота и двор дома были перестроены его новым хозяином
Сергеем Андреевичем Волковым .
В центре лобовой доски дата, вырезанная буквами церковно-славянской азбуки: 1874 г.
По краям рамки с датой сказочные птицы-«сирины»,
а на углах лобовой доски – львы и русалки-«фараонки».
Фото К. Скоробогатко. Декабрь 2005 г.
Фрагмент дома купца Пугина-Корытникова.
Этот дом, занятый Городецкой прокуратурой,
стоит на углу улиц Набережная революции и Александра Невского.
Главное украшение волжской набережной – памятник Александру Ярославичу Невскому (1220/21 – 1263). Он был торжественно открыт в сентябре 1993 года – в канун 730-й годовщины смерти князя в Городце. Автор памятника – нижегородский скульптор Иван Иванович Лукин.
Памятник Александру Невскому.
Вскоре после открытия памятника рядом с ним был построен мемориал, посвященный городчанам-фронтовикам, кавалерам ордена Александра Невского. Эта награда была учреждена в 1942 году для отличившихся офицеров Красной Армии. В том же году в Городце улица Красноармейская (до революции Ворыхановская) была переименована в улицу Александра Невского. На перекрёстке этой улицы с ул. Набережной революции и был в 1993 году установлен памятник великому русскому полководцу, дипломату и святому князю Александру Невскому.
Ул. Александра Невского. Фото М. С. Мокровского.
Дом № 22 по ул. Александра Невского –
характерный образец эклектики конца XIX в.
Фото М. С. Мокровского.
Улица Александра Невского, 24.
У этого дома с 4-хскатной кровлей очень эффектное чердачное окно.
Фото М. С. Мокровского.
Один из ярких феноменов архитектуры Городца – дома, украшенные глухой резьбой. Она характерна для крестьянских построек всего Верхнего Поволжья. Во Владимирской губернии и в северной части Нижегородского Поволжья (Балахнинском уезде) глухая домовая появляется в 1830-х годах. 1850-70-е гг. – время её наивысшего расцвета. В конце XIX века трудоемкую долбленую резьбу сменяет более дешевая моделированная прорезь, а ту – простая пропильная резьба.
Распространение глухой резьбы в Городце и его округе было неслучайно. Техника глубокой рельефной резьбы широко применялась при украшении волжских судов. В конце XVIII – первой половине XIX здесь в большом количестве строились знаменитые по своей легкости хода и красоте суда – «расшивы», на которых перевозились дорогие ярмарочные товары. Как считают историки, с прекращением постройки расшив (их в середине XIX века сменили пароходы и баржи), плотники переключились на украшение домов.
Глухая резьба красива не только благодаря глубокому рельефу (он выдалбливался долотом, и другое название этой техники – «долбленая» резьба), но и необычным, сказочным сюжетам. На лобовых (фронтонных) досках, наличниках красных и светелочных окон, на навершиях ворот, украшенных глухой резьбой, можно встретить райских птиц Сиринов, сказочных рыб – фараонов и фараонок (по-другому, берегинь), а также улыбающихся львов с пышными гривами. На фронтонных досках вырезались также даты, а иногда фамилии или инициалы мастера. Один из домов с глухой резьбой можно видеть в центре города (ул. Набережная революции, 8).
Фрагмент глухой домовой резьбы с изображением льва (иллюстрация из книги).
Фрагмент глухой домовой резьбы с изображением льва (иллюстрация из книги).
Фрагмент лобовой доски с изображением льва.
СобраниеГородецкого краеведческого музея.
Образцы глухой домовой резьбы – фараонка и птица-сирин
(иллюстрации из книг).
Макет расшивы.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Деталь макета – корма, украшенная глухой резьбой и подкраской.
Деталь ткацкого стана, украшенного глухой резьбой.
Собрание Городецкого краеведческого музея.
Наличник окна с фараонкой-берегиней. Деревня Кудашиха.
Фото А. Н. Еранцева.
Наличник окна с глухой резьбой. Дом на улице Орджоникидзе.
Фото А. Н. Еранцева.
Наличник окна с глухой резьбой. Дом на улице Орджоникидзе.
Фото Д. Китаевой. 2005 г.
Наличник окна с глухой резьбой. Дом на улице Кирова.
Фото А. Н. Еранцева.
Наличник окна с моделированной прорезью. Дом на ул. Андрея Рублёва.
Фото Д. Китаевой. 2005 г.
Наличник окна с пропильной резьбой. Дом редакции газеты «Городецкий вестник».
Фото Д. С. Веселова. 2005 г.
Наличник окна с пропильной резьбой. Дом на ул. Андрея Рублёва.
Фото Д. Китаевой. 2005 г.
Еще встречаются в Городце деревянные дома, наличники которых украшены нетрадиционным для него способом: их объемные, немного массивные декоративные элементы совершенно не похожи на традиционную глухую резьбу. Примеры таких домов в центре Городца – ул. Московская, 36 и ул. Кирова, 126. По своему виду обрамления их окон более всего напоминают тесаные из белого камня наличники русских церквей и хором XVII – XVIII веков. М. П. Званцев пишет, что ареал распространения такой домовой резьбы в Нижегородской области лежит к северу от Городца – в районе Ковернина и Сокольского.
Фото А. Н. Еранцева.
В городе сегодня открыты для богослужения четыре храма. Самый старый – во имя Архистратига Михаила (ул. Загородная), возведён в 1707 году в стиле русской церковной архитектуры XVII века. Другой храм – во имя Нерукотворного образа Спасителя (Больше-Затонский съезд, 7), построен в 1752 году в стиле барокко.
Церковь Михаила Архангела.
Фото К. Скоробогатко. Декабрь 2005 г.
Церковь Михаила Архангела.
Фото М. С. Мокровского
Спасская церковь. Фото А. Н. Еранцева. 1998 г.
Спасская церковь. Фото М. С. Мокровского.
Покровская церковь. Фото А. Н. Еранцева. 1998 г.
В центре города, рядом с администрацией стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы (1824 г.) – памятник архитектуры классицизма. На территории бывшего детинца, на улице Щорса находится храм Успения Пресвятой Богородицы (начало XX вв.). В этом храме по выходным и праздничным дням ведутся службы для прихожан-старообрядцев «древлеправославного согласия».
Покровская церковь. Фото М. С. Мокровского.
Вид со стороны здания районной администрации.
Любимое место прогулок городчан – набережная. С неё открывается живописная панорама города Заволжья и Горьковской ГЭС.
Вид с волжской набережной. Фото А. Н. Еранцева
Вид на Волгу со стороны Большого Кировского съезда.
Фото А. Н. Еранцева
Вид с Малого Кировского съезда на ул. Ленина.
Голубое здание на заднем плане – Городецкий музей.
До революции съезд назывался Малым Троицким или Лазутинским.
Съезд начинается от дома купца Лазутина (после смерти хозяина его купили Облаевы).
Фото Д. С. Веселова. 2005 г.
Вид Малого Кировского съезда с т.н. «горбатого» мостика.
Съезд спускается с ул. Ленина на ул. Максима Горького.
Мостик соединяет Ворыханову гору (слева,
где находится набережная и на ней памятник Александру Невскому)
и Троицкую гору, где стоял когда-то Троицко-Никольский соборный храм.
Фото Д. С. Веселова. 2005 г.
Вид на улицу Максима Горького с площадки бывшего Троицкого собора.
Фото Д. С. Веселова. 2005 г.
Вид на Городецкую судоверфь.Фото Д. С. Веселова. 2005 г.
Вид на берег Волги в районе городецкой пристани.
Фото Д. С. Веселова. 2005 г.
Вид Городца с Волги.
Слева направо: внизу – Большой Кировский съезд,
дома по ул. Максима Горького; на горе – так называемая «Смотровая площадка»
(в центре) и здание райпо (справа) – бывший дом купца И. А. Нозринского.
Фото М. С. Мокровского .
Вид Городца с Волги.
Большой Кировский съезд и справа от него «Смотровая площадка»
– место бывшего Троицкого собора.
От разрушенного храма сохранилась угловая башенка церковной ограды.
Фото М. С. Мокровского.
Вид Городца с Волги.
Корабли у причальной стенки. На горе – улица Набережная революции.
Фото М. С. Мокровского.
Вид Городца с Волги.
На дальнем плане маковка и шатёр колокольни храма Михаила Архангела.
Фото М. С. Мокровского
Закат с волжской набережной. Фото Д. С. Веселова. 2005 г.
Угловая башенка церковной ограды
– всё, что осталось от разрушенного Троицко-Никольского соборного храма XVII века .
Набережная застроена красивыми домами, на ней самой установлено несколько памятников. В 2002 году на смотровой площадке была установлена мемориальная плита, посвященная Троицкому собору. Она напоминает о древнем храме, стоявшем здесь с 1670-х по 30-е годы XX столетия. Троицко-Никольский соборный храм стал одной из главных потерь в архитектурном облике Городца. Он был построен в 1672 году и состоял из церквей Троицкой и Никольской, имевших общую трапезную и колокольню. Собор был разрушен до основания в 1930-е годы. Сохранилась лишь одна из башенок церковной ограды, которую городчане часто ошибочно называют «часовней». До революции две каменные часовни стояли под Троицкой горой, на базаре – они также не сохранились.
Мемориальная плита, посвященная разрушенному Троицкому собору.
На месте разрушенного собора был разбит сквер. В 1950-е годы здесь был поставлен бюст Дважды Героя Советского Союза Арсения Васильевича Ворожейкина (скульптор – Вера Мухина). В 1980-е годы на месте сквера была создана т.н. «смотровая площадка».
Вид на смотровую площадку и памятник А. В. Ворожейкину со стороны набережной.
Бюст А. В. Ворожейкина (скульптор В. Мухина)
Арсений Васильевич Ворожейкин (1912-2001) родился в дер. Прокофьево Городецкого района. Учился в средней школе № 1 г. Городца. В 1937 году окончил Харьковскую военную авиационную школу летчиков. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол, в советско-финской войне. В 1942 году окончил Военно-воздушную академию. С августа 1942 года – на фронтах Великой Отечественной войны. Командир эскадрильи 728-го гв. истребительного авиаполка, с октября 1944 года – летчик-инструктор. За годы войны совершил более 200 боевых вылетов, сбил 52 самолета противника лично и 13 в группе. А. В. Ворожейкин – один из самых результативных советских асов.
После войны командовал авиационным полком, дивизией, был 1-м заместителем командующего ПВО Черноморского флота. В 1952 г. окончил Академию Генерального штаба. После выхода в запас (1957 г.) генерал-майор А. В. Ворожейкин жил в Москве.
А. В. Ворожейкин награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, иностранными орденами и медалями.
Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Арсений Васильевич Ворожейкин.
Городец красив в любое время года, но, всё-таки, лучшая пора для туристической прогулки – Праздник города, отмечаемый ежегодно во второе воскресенье сентября. В этот день на улицах и площадях показывают свой товар мастера резьбы, росписи, вышивки, на импровизированных сценах дают представления самодеятельные артисты. Здесь можно купить звонкую жбанниковскую свистульку и вкусный печатный пряник, посмотреть выступления народных ансамблей.
Кульминацией праздника является встреча легендарного основателя города – князя Юрия Долгорукого. Ладья с князем и его дружиной пристает к волжскому берегу, откуда вся делегация шествует на городской стадион. Праздник города отмечается с 1984 года и по-прежнему остается популярным и у местных жителей, и у туристов.
На празднике города.
Фото из буклета «Добро пожаловать в Городец»
Гончар из посёлка Смиркино Фёдор Денисович Батманов на Празднике города.
Фото из буклета «Добро пожаловать в Городец».
Праздник города: трактир на «Улице Купеческой».
Фото А. Н. Еранцева.
Городчане гордятся родной историей и всегда рады принимать гостей на своей древней земле. К услугам туристов – комфортабельная плавучая гостиница «Берегиня».
Плавучая гостиница «Берегиня»
Первый вариант городского герба был утвержден в 1984 году. Его автором был художник Николай Голованов. Современный герб города Городца: «В червлени (красном поле) на лазоревой (синей, голубой), окаймленной серебром бегущей вправо волне, золотая ладья».
Этот вариант принят в 2000 году. В его разработке и утверждении принял участие Союз геральдистов России. Новый герб больше соответствует нормам геральдики: в отличие от прежнего варианта, в нём отсутствуют надпись «ГОРОДЕЦ» и дата «1152». Тем не менее, и данный вариант герба не вполне соответствует традициям российских городских гербов. До Октябрьской революции гербы уездных городов обязательно имели в верхней части уменьшенное изображение герба своего губернского города. Возможно, в будущем варианте герба г. Городца эта традиция будет восстановлена.
ЛИТЕРАТУРА:
Галочкин Н. М. Город древний, город славный. Городец, 1996.
Городец. Краткий исторический очерк, путеводитель по историческим местам города и по залам Городецкого районного краеведческого музея /Составители В. Лошкарёв, О. Ларин. Издание Городецкого краеведческого музея. 1955.
Горьковчане в Великой Отечественной войне: Словарь-справочник
/Сост. В. П. Киселёв, Л. Г. Чандырина. Горький, 1990.
Горячев В. А. Древний Городец – «Малый Китеж». Москва, 19