Городец - Малый Китеж, гордо имя носи, ты опора России и духовность Руси!
  • 004MuzKv.gif
  • 028GMast.gif
  • 030GMast.gif
  • 0040GorKup.gif
  • 0041GorKup.gif
  • 0043GorKup.gif
  • 0046GorKup.gif
  • 056MuzKv.gif
  • 057GMast.gif
  • 061GMast.gif
  • 0062GorKup.gif
  • 066GMast.gif
  • 069GMast.gif
  • 76PRpoG.gif
  • 78PRpoG.gif
  • photo06.gif
  • photo07.gif
  • photo09.gif
  • photo13.gif
  • photo14.gif
  • 5PRpoG.gif
  • 12PRpoG.gif
  • 14PRpoG.gif
  • 17PRpoG.gif
  • 19PRpoG.gif
  • 20PRpoG.gif
  • 21PRpoG.gif
  • 22PRpoG.gif
  • 25PRpoG.gif
  • 26PRpoG.gif
  • 29PRpoG.gif
  • 30PRpoG.gif
  • 32PRpoG.gif
  • 35PRpoG.gif
  • 36PRpoG.gif
  • 37PRpoG.gif
  • 55PRpoG.gif
  • 56PRpoG.gif
  • 58PRpoG.gif
  • 72PRpoG.gif
  • 001GorKup.gif
  • 005GorKup.gif
  • 006GorKup.gif
  • 007GorKup.gif
  • 008GorKup.gif
  • 009GorKup.gif
  • 0010GorKup.gif
  • 0011GorKup.gif
  • 0012GorKup.gif
  • 0013GorKup.gif
  • 0014GorKup.gif
  • 0015GorKup.gif
  • 0016GorKup.gif
  • 0017GorKup.gif
  • 0018GorKup.gif
  • 0019GorKup.gif
  • 0022GorKup.gif
  • 0034GorKup.gif
  • 0038GorKup.gif

Авторизация

После регистрации проверьте почтовый ящик и активируйте учетную запись.

Рейтинг@Mail.ru

Городец - город музей.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
А. Н. ЕРАНЦЕВ
научный сотрудник
Городецкого краеведческого музея
*

МУЗЕЙНЫЙ КВАРТАЛ

*
Иллюстрированный очерк
о Городецком краеведческом музее и его коллекциях
*
Городец обладает ценной, во многом неповторимой культурной средой малого исторического города. Его музейная значимость была оценена по достоинству уже в начале прошлого века. Сразу после революции, в 1918 году усилиями местной общественности был создан Городецкий краеведческий музей.
Открытию музея в Городце предшествовала длительная история частного коллекционирования и собирательства. Городец – древний и богатый волжский город, жители которого не были равнодушны к родной старине. Многие состоятельные городчане увлекались собиранием антиквариата, некоторые даже вели торговлю им на Нижегородской ярмарке.
Выставка музейных экспонатов открылась в июле 1918 года в одной из комнат Народного дома, что располагался в центре города, на перекрёстке улиц Троицкой и Купеческой  (ныне досуговый центр «Метеор»). До революции это учреждение было Всесословным клубом. Кроме музея в нём размещались народный театр, кинематограф, библиотека-читальня, работали культурно-просветительские организации.

 
 
Из анкеты, заполненной К. П. Смирновым 11 декабря 1919 года: «Музей при Городецком Уездном Доме-Музее. Отделы: обще¬образовательный, естеств<енно-научный>, исторический, археологический, прикладной, сельскохозяйственный, гигиенический, религиозно-бытовой. Организован в июле 1918 года Губернским ОНО. Основные экспо¬наты получены от Земства. Содержится ОНО. Нахо¬дится в наемном помещении Городецкого Уездного Дома-Музея. 2000 экспона¬тов. Записи посетителей ведутся ими самими по желанию в особой книге. Заве¬дует особое лицо, не связанное с другой должностью. 47 лет. Константин Пав¬лович Смирнов. Работает зав.музеем 1,5 года. Раньше занимался педагогической и административно-научной деятельностью».
Помещение бывшего Всесословного клуба не было приспособлено для музейной работы. В то время здание Народного дома, по словам его директора К. П. Смирнова, «находилось в состоянии полного запустения и было на верном пути к разрушению. С половины 1918 года администрация дома-музея в лице заведующего К. П. Смирнова усиленно предпринимает меры к тому, чтобы создать возможно наилучшие условия жизни и функционирование дома-музея». Для музея стали подыскивать отдельное здание.
 
Иван Петрович Облаев (младший). Фото передано внучкой Ниной Мефодьевной Бурмистровой
 
Выбор комиссии пал на двухэтажный особняк купца И. П. Облаева на Ленинской (бывшей Купеческой) улице. Он как нельзя лучше соответствовал размещению музейной экспозиции и по своему местоположению, и по планировке: это был единственный дом в Городце, в котором комнаты располагались по кругу.
10 марта 1919 года волостным исполкомом «было заслушано отношение Городецкого уездного дома-музея от 4 марта 1919 года за № 95 об определении дома Облаева под библиотеку-читальню и музей». На этом заседании волисполком постановил: «предоставить под библиотеку и музей дом Облаева по Ленинской улице, а Облаева переселить в дом его, находящийся на Штате (современная ул. Михеева – А. Е.), проживающему там Стрельникову жилищной комиссии подыскать квартиру».
Когда точно Облаевы оставили свой дом на Ленинской улице, неизвестно. Перевозка их имущества должна была быть осуществлена за счет музея. «Если же наряд лошадей не будет дан, – говорилось в уведомлении музею, – то граждане останутся на своих квартирах». Переезд музея в собственное здание затягивался. В помещении Народного дома музей, судя по приведенной выше анкете К. П. Смирнова, оставался вплоть до декабря 1919 года.
Создание Городецкого краеведческого музея было в значительной степени заслугой директора Народного дома Константина Павловича Смирнова. Он сумел объединить вокруг себя группу местных любителей старины, увлечённых идеей сохранения и изучения исторического наследия Городца. 30 марта 1919 года они собрались в Народном доме для обсуждения вопроса об учреждении на общественных началах Городецкой ученой архивной комиссии (ГУАК). «Председателем собрания К. П. Смирновым было сказано вступительное слово, в коем было отмечено историческое значение с. Городца, обилие в нем и окрестностях всякого рода памятников старины и архивного материала. Обращено было внимание на опасность порчи или даже совершенной утраты этих памятников и на необходимость создания в селе Городце органа, который взял бы на себя их охрану и научную разработку... Таким органом, по мнению К. П. Смирнова, могла бы стать ученая архивная комиссия, как отделение Нижегородской ученой архивной комиссии».
Константин Павлович Смирнов – первый директор Городецкого музея
 
Современники вспоминают о Смирнове как об очень интеллигентном человеке, энергичном организаторе. Константин Павлович был сыном священника села Курцева, окончил Духовную академию, служил инспектором народного просвещения в Оренбурге и Петрограде, а с 1917 года стал работать преподавателем географии в городецкой гимназии. Здесь же, в Городце, работали учителями два его брата и сестра.
Труды К. П. Смирнова по созданию музея высоко оценил хранитель Московского Румянцевского музея Г. П. Георгиевский, посетивший Городец в октябре 1919 года. В книге записей посетителей музея он оставил лестный отзыв о работе своего коллеги: «Нахожу первые шаги Городецкого музея удачными, разме-щение систематичным и правильным. Будующее за ним совершенно обеспечено. Дело находится в опытных и любящих руках».
В январе 1920 года К. П. Смирновым были закуплены на 35 тысяч рублей «старинные русские сарафаны, кафтанчик, галанка, холодник, кокошники, платки (покрывала), концы полотенцев и др. предметы шитые серебром, золотом, шелком, а также резной стан ткацкий, ларец и мн. др. предметов». Учёная архивная комиссия признала все эти предметы весьма ценным приобретением в Городецкий музей, «который с этой покупкой обогатился такими экспонатами, которые не имеют даже музеи в крупных центрах».
 
 
Правда, Константину Павловичу пришлось работать в музее недолго. Коллегия Городецкого отдела народного образования на своём заседании 9 февраля 1920 года постановила: «Смирнова от дол(жности) завед(ующего) Народного дома освободить с 15 февраля на основании постановления местного Райкома». Тогда же в целях упорядочения работы входивших в Народный Дом отдельных учреждений (те¬атра, музея и библиотеки-читальни) заведывание ими поручалось особой коллегии. Она должна была состоять из трех лиц: заведующего Народным Домом, заведующего Домом-Музеем и библиотекаря. Первому поручалась хозяйственная часть, а зав. Домом-Музеем куль¬турно-просветительная и организационная работа. Заведующим Народным Домом и председателем всей коллегии был назначен товарищ В. Г. Оранжереев, а заведующей музеем и библиотекой – учительница Александра Ивановна Сатунина «с сохранением прав учительницы (пользованием квартирой и отоплением)» (там же).
Точная дата начала работы музея в доме Облаевых неизвестна. Однако появление в начале феврале 1920 года отдельной должности заведующего музеем говорит о том, что переезд из Народного дома уже состоялся. К сожалению, в этот переломный момент в истории Городецкого краеведческого музея его первый директор был вынужден оставить свою работу. Причина, по которой кандидатура Константина Павловича Смирнова перестала устраивать местное советское начальство, остается невыясненной.
В начале 1920 года большую обеспокоенность городецких любителей старины вызывал нерешённый вопрос о судьбе коллекций Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова. На них давно предъявил свои права Румянцевский музей, однако обе они ещё хранились в Городце и была надежда, что удастся оставить их здесь навсегда.\
 
 
На заседании Городецкой ученой архивной комиссии 2 января 1920 года её член И. Г. Блинов возбудил вопрос об оставлении коллекций в Городце и об учреждении с этой целью в Городце отделения Московского Румянцевского музея. ГУАК поддержала такое предложения и постановила «уполномочить членов Комиссии И. Г. Блинова и П. С. Кузнецова … бывающим в Москве, лично ходатайствовать перед кем следует» (журнал ГУАК, пр. № 4). Поскольку талантливый городецкий художник Иван Гаврилович Блинов тесно сотрудничал с Румянцевским музеем, была надежда на положительном решении вопроса. 13 февраля 1920 года на заседании комиссии И. Г. Блинов «сообщил, что ходатайство ГУАК в Москву передал и ответ придет по почте» (журнал ГУАК, пр. № 6).
Однако такого плана придерживались не все. Острая дискуссия о судьбе собраний городецкий купцов развернулась на заседании архивной комиссии 18 февраля 1920 года. Председательствовал на нём по традиции К. П. Смирнов. Он напомнил присутствующим, что вопрос о коллекциях Прянишникова и Овчинникова стоит с апреля 1919 года. На этот счёт существует три мнения: 1. Оставить их в Городце в виде отдела Румянцевского музея (то, что эти коллекции его собственность, настаивают вдова Овчинникова и наследники Прянишникова). На взгляд К. П. Смирнова, это самый простой вариант. 2. Создать из них новый музей. 3. Передать в Народный Дом-музей. Большинство членов комиссии – 10 против 5 при 1 воздержавшемся – высказались за учреждения в Городце отдела Румянцевского музея. Однако член ГУАК и новый директор Народного дома В. Г. Оранжереев, названный в протоколе «представителем райкома», заявил, что райком против устройства в Городце отдела Московского Румянцевского музея, коллекции Прянишникова и Овчинникова должны быть присоединены к Городецкому Дому-музею, и об этом он вместе с Отделом народного образования будет ходатайствовать в Москву.
Идея создания отделения Румянцевского музея, вынашиваемая ГУАК, не нашла поддержки и в вышестоящих государственных учреждениях. 12 февраля 1920 года в Городецкую ученую архивную комиссию из Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата Просвещения было послано письмо (исх. № 1114), в котором сообщалось: «В ответ на Ваше отношение 25 января 1920 г. … Открытие в селе Городце отделения Румянцевского музея в данный момент Отдел считает недопустимым».
На следующий день после дискуссии в ГУАК, 19 февраля состоялось заседание коллегии Городецкого отдела народного образования: «Повестка дня. 1) Об оставле¬нии в Городце коллекций Прянишникова и Овчинникова. Постановлено срочно послать телеграмму в Москву следующего содержания: Гор. От. Нар. Обр. просит Отдел по делам Музея по охране памятников старины включить существующий в Городце Дом-музей в общий список Музеев, выделить его в самостоятельную единицу – Городецкий Музей и коллекции Прянишникова и Овчинникова передать в этот музей...». Далее в тексте протокола идут очень важные слова, которые говорят нам о том, что уже в самом начале истории музея его организаторы правильно оценили выдающееся культурно-историческое значение Городца и ту важную роль, кото¬рую призван сыграть вновь устраиваемый краеведческий музей: «...та¬ковой уже имеет редкостные экспонаты, сам Городец в целом уже есть музей (выделено мною – А. Е.). Кроме того постановлено срочно послать делегата для объяснений. Назначен т. Сатунина».
Значительная часть бывших коллекций городецких купцов была всё-таки отправлена в Москву. Тем не менее, борьба за их оставление на своей родине ускорила решение вопроса о создании самостоятельного Городецкого краеведческого музея и его переезде из стен Народного дома в особняк Облаевых на Ленинской улице. В феврале 1920 года музей уже занимал второй этаж этого здания, а на первом разместилась библиотека-читальня.
 
Дом купцов Облаевых на улице Купеческой.
Сегодня Городецкий краеведческий музей.
 
 
Иван Гаврилович Блинов (портрет с фотографии).
Художник В. Я. Горячев. 1980-е гг.  Холст, масло.
 
Следующий период в истории музея, с 1920 по 1925 год, связан с именем Ивана Гавриловича Блинова. Он начал рабо¬тать в музее с марта 1920 года, долгое время совмещая в одном лице должности заведующего и научного сотрудни¬ка. Как и его предшественник, Блинов был яркой, незаурядной личностью. Выходец из простых крестьян-старообрядцев, не имевший даже школьного образования, он благодаря огромному природному таланту и любви к истории стал очень известным переписчиком и иллюстратором руко¬писных книг. Одни из первых своих работ он выполнял Г. М. Прянишникову и П. А. Овчинникову. Расцвет творчества И. Г. Блинова пришёлся на 1910-е годы, когда он по заказу столичных музеев и крупных коллекционеров он работал в Москве, Петербурге, Харькове. В марте 1919 года он стал членом Ученой коллегии Российского Исторического музея.
После революции И. Г. Блинов возвращается в Городец. «В 1919-1920 гг. Иван Гаврилович Блинов помогает хранителю рукописей Румянцевского Музея Г. П. Георгиевскому приобрести и перевезти в Москву коллекции рукописных книг Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова. Об этих событиях свидетельствует сохранившийся мандат: «Государственным Румянцевским Музеем командируется сотрудник Музея тов. Блинов в г. Городец Нижегородской губернии для сопровождения транспорта рукописей Румянцевского Музея, направляемых в Москву в книгохранилище Музея. Румянцевский Музей просит все Советские учреждения и лиц, от коих будет зависеть, оказать тов. Блинову свое содействие» (Г. В. Аксёнова. И. Г. Блинов – Городецкий книгописец и изограф /Городецкая старина. Выпуск 3. Городец, 1997. С. 17).
Будучи не только выдающимся художником, но и большим знатоком русской старины, Иван Гаврилович Блинов внёс большой вклад в дело становления Городецкого музея. Сегодня в фондах музея хранятся не только его фотографии, документы, но и живописные работы, а также рукописные иллюстрированные книги, выполненные им по заказу П. А. Овчинникова. Все они являются экспонатами, имеющими всероссийское значение.
В заключение стоит отметить, что краеведческий музей возник в Городце вскоре после Октябрьской революции. Несмотря на трудное и сложное время, тогда удалось заложить прочный фундамент музейной работы. История создания Городецкого музея убеждает, что его первые шаги были сделаны благодаря настоящим любителям истории и подлин¬ным патриотам.
 
Мемориальная доска на здании Городецкого краеведческого музея.
Установлена в 2005 г.
 
Новый этап в истории музея начался в середине 1980-х годов, когда его директором стала заслуженный работник культуры России Вера Викторовна Бровина. Музей стал главным центром сохранения и изучения истории Городецкого края.
Сегодня музейные фонды насчитывают более 16 тысяч экспонатов, некоторые из них имеют всероссийское значение. Так археологическая коллекция музея – одна из самых крупных в области. Её формирование началось в конце 1970-х годов, когда в Городце стала работать экспедиция под руководством известного нижегородского археолога Т. В. Гусевой. Сегодня вместе с предметами, типичными для древнерусского города XII-XIV веков, здесь хранятся и редкие находки. Среди них вислая свинцовая печать Александра Невского и княжеский шлем XIII века.
Большой интерес представляет музейная коллекция произведений декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены донца прялок с резьбой и знаменитой «городецкой» росписью, образцы глухой домовой резьбы, кустарная мебель, пряничные доски, глиняные «жбанниковские» свистульки, золотное шитьё и т. д. Рядом с работами старых мастеров – изделия, изготовленные на строчевышивальной фабрике и фабрике «Городецкая роспись».
Музей ведёт большую работу по сохранению памятников народного искусства и популяризации современных народных промыслов. Много лет он был организатором «Улицы мастеров» на Празднике древнего города. Городецкий музей поддерживает тесную связь с современными художниками: организует персональные выставки, проводит творческие встречи, помогает представить изделия мастеров в областных конкурсах. В 2001 году музей выступил инициатором проведения районного смотра-конкурса резчиков «Тёплое дерево», посвященного памяти почетного гражданина г. Городца М. А. Логинова, который стал традиционным.     
Музей ведет большую научно-исследовательскую и просветительскую работу. Его сотрудники издают рукописные краеведческие журналы и буклеты, консультируют студентов педагогического колледжа, краеведов, проводят методические курсы для гидов городского турбюро. В стенах музея регулярно проходят региональные и российские форумы, научные конференции, семинары. С 1991 года музей организует «Городецкие чтения», в которых участвуют историки, археологи, архивисты, искусствоведы со всей России. По результатам этих конференций регулярно издаются сборники статей. Научные сотрудники музея принимают активное участие в Городецких Чтениях: работают в оргкомитете, читают доклады, являются членами редколлегий сборников.
Кардинальные изменения в работе музея произошли в течение последних пяти лет. Переломным моментом стали 2002 и 2003 годы. С большим размахом отмеченное в 2002 году 850-летие города способствовало выделению средств на капитальное благоустройство его исторического центра, а также привлекло внимание областных властей к вопросам сохранения историко-культурного наследия Городца.
В начале 2003 года Городецкий музей принял активное участие в районном конкурсе социально-культурных проектов, где успешно защитил проект под названием «Город-музей. Город мастеров». Согласно ему предполагалось в ближайшем будущем открыть на пешеходном туристическом маршруте сеть тематических музейных выставок и филиалов. Летом того же года Городецкий музей принял активное участие в организации и проведении Первого областного фестиваля «Нижегородская музейная столица».
В 2003 году была утверждена программа развития музейного дела в Городецком районе, призванная поднять работу музеев на качественно новый уровень. Согласно этой программе готовились к открытию вновь создаваемые филиалы Городецкого краеведческого музея: картинная галерея «Сельская Третьяковка» в посёлке им. К. А. Тимирязева, «Детский музей на Купеческой» в здании бывшей киносети (с единственной в области специализированной детской экспозицией), художественный отдел музея «Дом графини Паниной» на волжской набережной.
Итогом двухлетней работы Краеведческого по реализации намеченной программы стало создание «Музейного квартала», торжественно открытого в сентябре 2005 года на Празднике города. В него вошли вновь открытые филиалы музея, расположенные на улице Ленина и Андрея Рублёва.
Создание «Музейного квартала» существенно расширило экспозиционные площади Городецкого музея, сделало Городец еще более привлекательным объектом туризма.
 
 
По этой парадной лестнице посетители музея поднимаются на 2-й этаж для начала осмотра его экспозиции. Лестницу  украшают макет пристани (их выпускала наша судоверфь), а также картина художника А. Шепелева «Городецкий базар».
 
 
Начиная знакомство с музеем, посетители не проходят мимо этих необычных часов. Они попали в музей из дома известного собирателя старины купца П. А. Овчинникова. Особенность этих часов в том, что они показывали не только часы, минуты, секунды, дни недели, числа месяца, но и – самое интересное – «лунное течение».

Археологическая коллекция музея – одна из самых крупных в Нижегородской области. В ней вместе с предметами, типичными для древнерусского города XII-XIV веков, хранятся и редкие находки: вислая свинцовая печать Александра Невского, а также украшенный серебром и золотом княжеский шлем XIII века. Найденный городчанином в 1985 году, он является гордостью музея. Второй подобный шлем можно увидеть только в Москве, в Оружейной палате Кремля.
 
Витрины в 1-м зале музея – «Городец XII – XIV вв. по данным археологии». О наиболее интересных экспонатах этого зала рассказано в очерке «Путешествие в древний Городец»
 
2-й зал музейной экспозиции посвящен быту крестьян Городецкого района. Следующий зал – «Городец XIX – начала XX вв.».
 
 
Макет крестьянской избы (вид сверху).
 
Фрагмент экспозиции «Городец XIX – начала XX вв.». Декабрь 2005 г.
 
Фрагмент экспозиции «Городец XIX – начала XX вв.», рассказывающий о православных святынях и храмах города.
 
Шкаф для посуды из экспозиции «Городец XIX – начала XX вв.»
 
Уютный и красивый «Купеческий кабинет» - это 9-й зал музейной экспозиции. Он располагается на первом этаже музея перед залом природы и является продолжением темы «Городец купеческий».
 
 
В «Купеческом кабинете нельзя пройти мимо старинного граммофона. На нём есть любопытная торговая марка: «МУЗЫКА. Мюллер. г. Москва, ул. Петровка». Судя по ней, граммофон был куплен когда-то в известном московском музыкального магазине.
 
Максимов «Свахи». Конец XIX – начало XX вв. Холст, масло.
Эта картина долгое время украшала интерьер «Купеческого кабинета», а теперь её можно видеть в «Доме графини Паниной».
 
 
Представляет интерес и музейная коллекция оружия. Она расположена в 5-м зале экспозиции. Ещё до революции среди богатых городчан было популярно собирание антиквариата, в том числе оружия. Некоторые его образцы со временем попали в музей. Так из частного собрания происходит один из самых ярких экспонатов зала оружия – набор доспехов восточной работы.
 
 
О месте их изготовления можно судить по надписям, выгравированным на шлеме восточной вязью. Кроме того, доспехи украшают гравированные рисунки птиц, зверей, всадников – видимо, оружие изготовлено в Персии (Иране). По канонам ислама художникам запрещено изображать людей или животных, и позволяли себе это только персидские мастера.
Доспехи являются настоящим украшением зала оружия. У них прекрасная сохранность. Время изготовления можно определить по дате, выгравированной арабскими цифрами на шлеме поперёк основного рисунка – 934 год хиджры. В переводе на европейский календарь даёт это 1556. У шлема имеются отверстия для декоративных перьев, кольчужная сетка-бармица, закрывавшая шею и лицо, подвижный наносник. Для надежной защиты воина поверх кольчуги надевались панцирные доски – на грудь, на спину, на бока. Их называли «зерцала», т.к. они блестели на солнце как зеркала. Налокотник надевался на правую руку, наиболее подверженную ударам противника. В набор входят также пернач (ударное оружие с железными перьями на конце) и богато украшенный круглый щит.
 
 
В зале оружия экспонируются портреты великих князей и святых Юрия Всеволодовича и Александра Невского (см. очерк «Путешествие в Древний Городец»). Рядом с ними – живописное полотно «Ледовое побоище».
 
Куликов Н. «Ледовое побоище». XX в. Холст, масло. Копия с картины Ю. Трузе
 
Городец – известный в России центр народных промыслов. Большой интерес представляют изделия старых мастеров резьбы, росписи, пряничного дела. В 6-м зале музея представлены прялки с резьбой и знаменитой «городецкой» росписью, образцы глухой домовой резьбы, кустарная мебель, пряничные доски, глиняные «жбанниковские» свистульки  и т. д.
 
Рядом с работами старых мастеров – в 7-м зале музейной экспозиции – представлены современные изделия мастеров резьбы, росписи, вышивки, жбанниковской свистульки. Большинство экспонатов этого зала являются продукцией местной строчевышивальной фабрики (АО «Татьяна») и фабрике «Городецкая роспись».
 
Фрагмент экспозиции зала современных художественных промыслов.
 
Плащаница. Бархат, речной жемчуг, бисер, стекло; золотное шитьё. 167 Х 123 см. XIX в.
 
 
Всероссийское значение имеет музейное собрание рукописных книг городецкого художника и каллиграфа И. Г. Блинова (1872-1944). Он был талантливым художником-самоучкой, выходцем из простых крестьян-старообрядцев. По заказу частных лиц и музеев переписывал от руки и украшал иллюстрациями-миниатюрами копи с древних рукописей и книг. Расцвет творчества И. Г. Блинова пришёлся на 1890-1910-е годы. Его работы хранятся в нашем музее, а также в музеях и библиотеках Н. Новгорода и Москвы.
Рукописная книга – текст и иллюстрации И. Г. Блинова.
 
Творческое наследие художника насчитывает более ста лицевых (иллюстрированных) рукописных книг. Среди них «Слово о полку Игореве», «Сказание о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о князе Черниговском и его боярине Феодоре», «Повесть об убиении царевича Дмитрия Угличского» и др. Последней работой Ивана Блинова стала иллюстрированная рукопись «История города Городца», законченная в 1937 г. Многие из рукописей И. Г. Блинова украшают собрания столичных музеев и библиотек. В Городецком музее хранится 14 его работ – это одна из самых ценных музейных коллекций.
Рукописная книга – текст и иллюстрации И. Г. Блинова
 
В экспозиции музея кроме рукописных книг И. Г. Блинова представлены две большие живописные работы: «Посещение протопопа Аввакума в тюрьме боярыней Морозовой» и «Летопись Городецкой старообрядческой часовни». Рядом висит портрет их автора, написанный художником В. Я. Горячевым в 1980-е гг. с фотографии художника. С портрета на нас смотрит уже немолодой седоволосый мужчина. Удивительно живые глаза говорят об остром уме и проницательности этого человека, в его облике чувствуется несомненный талант и обаяние художника.
Музей ведет большую научно-исследовательскую и просветительскую работу. В стенах музея регулярно проходят региональные и российские форумы, научные конференции, семинары. С 1991 года музей организует «Городецкие чтения», в которых участвуют историки, археологи, архивисты, искусствоведы со всей России. По результатам конференций музей издаёт сборники статей.  В 2004 году Чтения прошли в пятый раз.
Уже много лет Городецкий краеведческий музей плодотворно сотрудничает с Академией живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова (г. Москва). Преподаватели Академии реставрируют ценные экспонаты из фонда живописи, а студенты проходят в Городце летнюю практику.
Студенты Академии живописи Ильи Глазунова на практике в Городце. 2001 г. Фото А. Н. Еранцева .
 
Студенты Академии живописи Ильи Глазунова на практике в Городце. 2001 г. Фото А. Н. Еранцева.
 
В последние годы музей существенно расширил свою экспозицию. В сентябре 2003 года в посёлке им. К. А. Тимирязева начал работать филиал музея – картинная галерея «Сельская Третьяковка». Она насчитывает более двухсот произведений известных рос-сийских художников второй половины XX в.: И. М. Ашкенази, О. Г. Бордея, Д. П. Кормилицына, Н. П. Величко, М. Ф. Холуева, К. И. Хохлова и других. Основу собрания составляют картины, подаренные колхозу им. И. Емельянова в 1950-1980-е годы.
Открытие «Сельской Третьяковки». 2003 г. Фото М. С. Мокровского.
 
В марте 1995 года при музее была создана студия «Родничок», где дети под руководством научного сотрудника музея Н. П. Обрядиной стали изучать русскую народную культуру и историю родного края. В 2002 году студии было выделено своё помещение в здание районной киносети, напротив музея. Здесь стал создаваться Детский музейный центр. В мае 2004 года это здание было целиком передано ребятам, и в сентябре того же года открылся «Детский музей на Купеческой». В нём созданы специализированные выставки «Народная игрушка», «Игрушка моего детства», «Земская школа», а также мастерские с ткацким станом и гончарными кругами.
Детская конференция в студии «Родничок».
 
Здание Детского музея (ул. Ленина, 12).
 
Детский музей – экспозиция «Игрушка моего детства».
 
Детский музей – выставка глиняной жбанниковской свистульки.
 
Музей привлекает внимание многочисленных любителей истории и культуры, ежегодно его посещают более 23 тысяч человек. Их вниманию представлена не только богатая музейная экспозиция, но и выставка-продажа изделий городецких мастеров. Особенно много туристов летом, когда прибывают группы с теплоходов.
На волжской набережной, где проходит пешеходный туристический маршрут, в мае 2005 года принял своих первых посетителей филиал музея под названием «Дом графини Паниной». Здесь показаны самовары, городецкие печатные пряники и пряничные доски, старинные костюмы, золотное шитьё, картины, а также мебель и книги из библиотеки купца П. А. Овчинникова.
Филиал Городецкого краеведческого музея «Дом графини Паниной» (ул. Андрея Рублёва, 16)
 
Ворота вотчинной конторы городецкого имения графов Паниных (копия оригинала сер. XIX в.).
В резном навершие – графский герб: увенчанный короной щит с двумя дельфинами.
 
Гостиная в «Доме графини Паниной».
 
Выставка самоваров в «Доме графини Паниной».
 
«Дом графини Паниной» – выставка старинных костюмов.
 
На выставке старинных костюмов в «Доме графини Паниной».
 
На выставке старинных костюмов в «Доме графини Паниной».
 
Женский народный праздничный костюм. Юбка и душегрея. Парча, галун. XVIII в.
Экспозиция «Дома графини Паниной».
 
Девушка в кокошнике. Позумент, бисер, стекло. Конец XVIII – начало XIX в. Фото Д. Веселова.
 
Девушка в народном праздничном костюме. Душегрея (шелк, металлическая бахрома). Платок (шелк, затканный металлическими нитками). Повойник (бархат, золотное шитьё, позумент). XIX в. Фото Д. Веселова.
 
Девушка в народном праздничном костюме конца XVIII – начала XIX в. Юбка (парча).
Рубаха (ситец; вышивка белая строчка). Епанечка (парча, позумент). Повязка (парча, позумент).
Экспозиция «Дома графини Паниной». Фото Д. Веселова.
 
Девушка в повязке. Фото Д. Веселова.
 
Девушка в народном костюме. Кокошник (бархат; золотное шитьё). Платок (шёлк, затканный металлическими нитками. Конец XVIII – начало XIX в. Фото Д. Веселова.
 
Девушка в народном праздничном костюме конца XVIII – начала XIX в. Душегрея (шёлк, бахрома из металлических нитей). Повойник (бархат, золотное шитьё, позумент). Фото Д. Веселова.
 
Девушка в народном праздничном костюме конца XVIII – начала XIX в. Юбка (шёлк). Рубаха (ситец). Епанечка (парча, затканная металлическими нитками, позумент). Повойник (бархат, золотное шитьё, позумент). Фото Д. Веселова.
 
Краеведческий музей является одним из ведущих учреждений культуры Городца. Здесь проходят научные конференции, встречи с гостями города, дарителями, выставки народных мастеров, концерты артистов Нижегородской филармонии. Большим событием стало посещение музея в мае 2001 года известным норвежским учёным и путешественником Туром Хейердалом.
Участники V Городецких чтений. Апрель 2004 г.
 
Высокий уровень работы Городецкого краеведческого музея подтверждает то, что уже второй год подряд он становится центром проведения областных фестивалей «Нижегородская музейная столица».
Успехи в работе музея вызваны не только ценностью его собраний, но и высоким профессионализмом коллектива. В нём работают 18 человек, в том числе 11 научных сотрудников. В течение двадцати лет руководит музеем Заслуженный работник культуры РФ Вера Викторовна Бровина. Сегодня музей Городца известен далеко за пределами Нижегородской области. Надеемся, что он и впредь будет интересен посетителям.
Музей и филиалы открыты с 10 до 16-00. Выходной – понедельник. Санитарный день – последняя пятница месяца. Адрес музея: 606502 Нижегородская область, г. Городец, ул. Ленина, д. 11. Тел.: Краеведческий музей (главное здание) – директор 9-27-49, касса 9-28-49; «Детский музей на Купеческой» (ул. Ленина, 12) – 9-42-56; «Дом графини Паниной» (ул. Андрея Рублёва, 16) – 9-23-19; «Сельская Третьяковка» (посёлок им. К. А. Тимирязева, Дом культуры) – 41-7-37. Код города - 83161
Отзывы и предложения по работе музея можно присылать по E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тур Хейердал в Городецком краеведческом музее. 16 мая 2001 г.
*
ЛИТЕРАТУРА:
Городец. Краткий исторический очерк, путеводитель по историческим местам города и по залам Городецкого районного краеведческого музея /Составители В. Лошкарёв, О. Ларин. Издание Городецкого краеведческого музея. 1955.
Горячев В. А. Древний Городец – «Малый Китеж». Москва, 1993.
Еранцев А. Н. Сокровища Городца. Иллюстрированный очерк о музее и его коллекциях. Н.Новгород, 2005.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сайты друзей

Волжский перекрёсток

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте