Иллюстрированный очерк
по истории иконы «Феодоровская Божия Матерь»
и хоругви «Богоматерь Смоленская» и «Вознесение»
текст: научные сотрудники Городецкого краеведческого музея
А. Н. Еранцев, З. С. Коновалова
фото: М. С. Мокровский
*
Троицкий соборный храм с. Городца. 1673 г. (разрушен в 1930-е гг.).
Макет работы В. Н. Никифорова.
2006
Городецкий краеведческий музей имеет честь хранить в своём собрании замечательные памятники истории и культуры. Особое место среди них занимают предметы православного культа.
Русская православная церковь в XX веке понесла невосполнимые потери. Многие святыни погибли или были вывезены за границу в огне гражданской и Второй мировой войны. Огромное число монастырей, храмов, икон было уничтожено в ходе богоборческих компаний Советской власти. То немногое, что чудом уцелело, со временем пополнило собрание российских музеев.
В 1990-е годы часть предметов культа была передана музеями во вновь открывающиеся храмы. Так, в церковь села Николо-Погост из собрания Городецкого краеведческого музея был возвращён список с чудотворного образа Тихвинской Божией Матери.
Настоящий очерк посвящён православным святыням Городецкой земли, по-прежнему хранящимся в фондах музея. Это списки с чудотворных икон Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение», старинная хоругвь «Богоматерь Смоленская» и «Вознесение», колокол со Спасо-Преображенского храма села Пуреха.
У каждой реликвии – своя особая, во многом загадочная история. Объединяет их то, что в середине прошлого столетия они попали в фонды музея и, тем самым, были сохранены для потомков. Однако понимание их подлинного исторического и религиозного значения пришло позднее. Уже на рубеже XXI века они начали изучаться и экспонироваться в качестве уникальных памятников истории и культуры.
Будем надеяться, что дальнейшие искусствоведческие и архивные изыскания позволят раскрыть новые страницы в истории этих уникальных экспонатов и настоящих православных святынь.
В. В. Бровина, директор
Городецкого историко-художественного музейного комплекса,
Заслуженный работник культуры РФ
ИКОНА «БОЖИЯ МАТЕРЬ ФЕОДОРОВСКАЯ»
Одна из главных православных святынь Городецкой земли – икона Божией Матери Феодоровская. Она хранится в Городецком краеведческом музее и является списком чудотворного образа, уже много веков находящегося в Костроме. До Октябрьской революции Феодоровская Божия Матерь была особо почитаема как патрональная икона царствующего дома Романовых. Городчане гордились тем, что эта реликвия, по легенде, происходила из их древнего города.
Как гласит предание (а оно бытовало в самой Костроме), в XIII веке в Городце хранилась чудотворная икона Богородицы. После нашествия Батыя она чудом перенеслась из разоренного татарами города и оказалась в Костроме. Там икона была обретена вновь, помещена в церковь Феодора Стратилата и стала называться «Феодоровская». Сама икона осталась в Костроме, а копию с этой реликвии городчане вернули в свой город.
Такова легенда. Правда, документальная история древнего Феодоровского монастыря остаётся неизвестной. Обитель возобновили в селе Городце уже в Новое время – в начале XVIII века. Икона Феодовской Божией Матери была главной её святыней. Считается, что однажды она спасла от эпидемии холеры г. Балахну. В память об этом с 1830 года в Балахне во время Петровского поста проводились крестные ходы с этой иконой. Совершались они и в других местах – в частности, для поклонения верующих икону возили на подворье монастыря в Нижний Новгород, по селениям Балахнинского и смежным с ним уездов.
В годы Советской власти монастырь был закрыт (1927 г.). Не спасла обитель даже легенда о смерти в ней 14 ноября (ст. стиля) 1263 года Александра Невского. К середине XX века колокольни монастыря и два соборных храма – в честь иконы Феодоровской Божией Матери и в честь святого благоверного князя Александра Невского – были разрушены. К счастью, список Феодоровской иконы уцелел. В музейную книгу поступлений икона была записана в 1953 году под номером ГРМ 18, но когда и при каких обстоятельствах она оказалась в музее, не известно.
Искусствоведы датируют хранящуюся в музее икону второй половиной XIX века. Она двусторонняя. На одной её стороне в среднике написан образ Богоматери с Младенцем. Христос в золотых одеждах сидит на правой руке Богородицы, его правая ножка согнута и обнажена по колено. Спаситель прижимается к Матери щекой, а левой рукой обнимает её за шею. Изображение Богоматери с Младенцем обрамлено золотой рамой, окруженной по сторонам серафимами. В углах вписаны символы евангелистов: ангел, орёл, телец, лев.
По периметру иконы располагаются 16 клейм с пояснительными текстами. В них повествуется о чудесах, совершенных иконой в Костроме в XIII веке. Те, кто знаком со сказанием о чудотворной иконе «Феодоровской», без труда узнают эти сюжеты: обретение иконы костромским князем Василием, чудесное спасение её во время пожаров в храме Феодора Стратилата и спасение Костромы от нашествия татар.
На оборотной стороне иконы написан Феодоровский монастырь – таким, каким он был в конце XIX века. Под изображением надпись: «ВИД ФЕОДОРОВСКАГО ГОРОДЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ написася сия в 1900 году тщанием иеромонаха Апполинария, живописцем псаломщик. села Лисьей Поляны, Васильскаго уезда Воскресенской вол. Вуколом М. Федоровским». В правом верхнем углу сквозь красоч- ный слой просматривается надпись: «СВ. ГЕОРГIЙ ВСЕВОЛОД». Это позволяет предположить, что изображение монастыря является записью более раннего сюжета.
Икона «Феодоровская Божия Матерь с чудесами образа». 1900 г. Дерево, масло. 105 х 130 см
(фото до реставрации)
Став частью музейного фонда, икона была взята под охрану государства. Но в советское время в музеях можно было выставлять только те произведения иконописи, которые были признаны шедеврами древнерусского изобразительного искусства. Поэтому много лет список Феодоровской иконы находился в музейной экспозиции лишь как иллюстрация разрушенного городецкого монастыря. Икона демонстрирова-
лась оборотной стороной – с общим видом Феодоровской обители и пояснительной этикеткой о том, что здесь умер Александр Невский. Лицевая сторона реликвии была повёрнута к стене и на долгое время оказалась недоступна для посетителей.
В 1988 году икона «Богоматерь Феодоровская с чудесами образа» заняла достойное место на музейной выставке. Поначалу она экспонировалась среди археологических находок XII–XIV веков и казалась такой же древней. На очень темной иконе неясно проступали лики Богородицы и Христа, в клеймах видны были только крупные детали изображений. Наличие пояснительного текста лишь угадывалось. Прочитать его полностью было невозможно.
Шли годы. Страна стала отмечать не только День независимости или очередной конституции, но и знаменательные даты своей многовековой истории. Одной из них является 14 марта 1613 года. В этот день в Костроме образом Феодоровской Божией Матери был благословлен на царство молодой Михаил Федорович Романов – первый царь новой монаршей династии. Так закончилось Смутное время. Отныне чудотворная костромская икона – патрональная святыня царствующего дома Романовых, а в церковном календаре 14 марта – наряду с 16 августа – день празднования в честь иконы Феодоровской Божией Матери. Почти 400 лет православные христиане отмечали это событие благодарственным молебном перед иконой.
Молебны перед городецкой иконой возобновились в 1999 году, они прошли прямо в музейном зале. Позднее такие службы стали проводиться регулярно 27 марта (14 марта по старому стилю). Сегодня богослужения привлекают все большее число людей, которые в течение года приходят в музей поклониться почитаемому образу.
Быть может, почувствовав изменения, происходящие в сознании городчан, стала меняться и икона. Сегодня посетители видят просветленный образ Богородицы и Младенца. Некогда потемневшие рамки на иконах горят золотом. Проявились изображения в клеймах вплоть до мельчайших деталей (крохотные кресты на куполах и бахрома на одежде священников). Теперь без труда можно прочитать весь пояснительный текст, буквы светятся изнутри. Так происходит новое обретение иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской.
Несколько лет тому назад возобновились крестные ходы со святыней по улицам Городца. Крестный ход с иконой по улицам города и церковные службы в храмах Городца дают возможность всем верующим поклониться святыне.
*
Икона «Феодоровская Божия Матерь» из Городецкого музея давно нуждалась в реставрации, и вот летом 2006 года этот долгожданный момент наступил. В течение двух недель над ней работали специалисты из Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (ректор И. С. Глазунов).
Икона прошла все этапы научной реставрации. В первую очередь было проведено местное укрепление левкаса и красочного слоя от дальнейшего разрушения. Затем шло подведение левкаса, удаление с иконы слоя потемневшей олифы и загрязнений. В пределах утрат художники провели тонирование: повреждённые фрагменты масляной живописи очень аккуратно и осторожно были поновлены акварелью. Лёгкая акварельная краска выбрана специально – чтобы не записать авторское изображение и не превратить научную реставрацию иконы в её переписывание.
Над иконой кропотливо трудились студентки III курса факультета реставрации РАЖВиЗ Ю. Ермакова, Н. Карпова, А. Борисенко и Е. Носова. Руководил ими преподаватель И. А. Савидов. Надо отметить, что студенты Глазуновской академии уже не первый год проходят на базе нашего музея летнюю практику. Сначала приезжали портретисты, затем началось сотрудничество музея с реставраторами.
Икона Феодоровская Божиия Матерь требует дальнейшего изучения. Специалисты выяснили, что на лицевой стороне иконы под слоем масляной живописи XIX столетия читается более раннее изображение Богородицы с Младенцем, написанное темперой. Неужели перед нами та самая икона, написанная для Городецкого монастыря в момент его возобновления, в начале XVIII века, и считавшаяся его главной святыней?
На взгляд реставраторов, нераскрытое пока письмо обладает высоким художественным уровнем. С помощью методов рентгеноскопии можно было бы проявить первоначальное изображение, но… это станет делом будущего.
Пройдя реставрацию, икона «Феодоровская Божия Матерь» вновь заняла почётное место в домовой часовне музея.
Вид Феодоровского Городецкого монастыря в конце XIX века – оборотная сторона иконы
«Богоматерь Смоленская» – лицевая сторона хоругви ГРМ 105. Холст, масло.
Отреставрирована в РАЖВиЗ
ХОРУГВЬ «БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ» И «ВОЗНЕСЕНИЕ»
Городецкий краеведческий музей хранит в своих фондах историческую реликвию – старинную хоругвь «Богоматерь Смоленская» и «Вознесение».
Хоругви считаются знамёнами Христа, знамёнами церкви. Они были введены в IV веке святым равноапостольным императором Константином Великим, который заменил на воинских знаменах римского орла крестом, а изображение императора – монограммой Христа. На хоругвях изображались Христос, Богородица, святые. Изготовлялись хоругви из материи, деревянного или железного листа, прикреплённого к древку. Их употребляли при церковных шествиях, крестных ходах. Хоругвями также называли в старину боевые знамена воинских подразделений.
Хоругвь с изображением Богоматери Одигитрии и Спаса поступила в Городецкий музей в 1949 году. По легенде, она принадлежала князю Дмитрию Пожарскому и сопровождала его в ополчении 1611-1612 гг. Вот уже более полувека древняя святыня – музейный экспонат ГРМ 105. К сожалению, неизвестно, кем и когда хоругвь была передана в музей. Есть данные, что до революции подобная реликвия хранилась в коллекции известного городецкого собирателя старины купца Г. М. Прянишникова. Однако можно думать, что экспонат попал в музей из села Пуреха, поскольку в музейной книге поступлений написано: «Хоругвь 1611 года доставлена из имения Пожарского». В Спасо-Преображенском храме с. Пуреха в своё время хранилось много исторических реликвий, переданных туда Дмитрием Михайловичем Пожарским и его сыном Иваном. Как бы то ни было, вопрос о точном происхождении хоругви (либо из собрания Г. М. Прянишникова, либо из с. Пуреха) остаётся открытым. К сказанному стоит заметить, что до сегодняшнего времени известно только одно знамя Нижегородского ополчения – то, что принадлежало самому Д. М. Пожарскому и до 1827 года хранилось в храме с. Пуреха, а ныне – в Оружейной палате Московского Кремля.
В Городецком музее хоругвь «Богоматерь Смоленская» и «Вознесение» начала новую жизнь. Главной проблемой оказалась сохранность экспоната. Вот краткое его описание, сделанное в 1953 году: «Хоругвь потемнела. Внизу порвана. Оформлена в деревянную раму. Сохранность плохая». Так получилось, что лишь спустя полвека после своего поступления хоругвь попала в руки реставраторов. Реставрация экспонатов – больная тема для многих провинциальных музеев. Работа это и дорогая, и очень ответственная. К счастью, в последние годы наш музей плодотворно сотрудничает с Российской Академией живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. В декабре 2003 года реликвия была передана специалистам из этой академии. И вот после кропотливой работы, проведённой дипломницей Т. С. Заграфовой под руководством профессора Н. А. Сарыниной, она преобразилась.
На ней стали чётко читаться сюжеты, надписи. Хоругвь очистили от векового слоя копоти и пыли, покрывающего лицевую сторону, и теперь ей возвращён первоначальный колорит. Хоругвь написана маслом на холсте размером 100 х 84 см, вставленном в деревянную раму. Хоругвь двусторонняя: на лицевой стороне изображена Богоматерь Смоленская, на оборотной – Вознесение Господне.
Искусствоведы определили, что хоругвь датируется концом XVII века. На это указывает ряд признаков: домотканый сшивной холст, грунт, в состав которого входят свинцовые белила, умбра, жжёная кость и другие пигменты, характерные для этого времени. Стилистические признаки также позволяют отнести хоругвь к концу XVII столетия: это общая композиция, живописно-пластическое решение (в частности, попытка передать объём в изображении ликов, рук, одежд), характерное написание букв.
На той стороне хоругви, где изображена Божия Матерь, внизу сохранился фрагмент текста с читаемой фразой: «Образ Богородицы 1611 году в память…». Как показали исследования, надпись эта поздняя, и написание букв соответствует письму XIX века.
Тем не менее, даже будучи списком конца XVII века, наша хоругвь является памятником истории всероссийского значения. Возможно, она – единственная копия с недошедшего до нас оригинала хоругви Нижегородского ополчения 1611 года.
«Вознесение Господне» (оборотная сторона хоругви)
ЛИТЕРАТУРА:
Бахарева Н. Н. Древняя Городецкая икона Богородицы: вопросы истории и иконографии //Городецкие чтения. Вып. 4: Материалы научной конференции. Городец, 2003. С. 111-125.
Бахарева Н. Н. Об иконографических источниках образа «Богоматерь Федоровская» //V Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 23-24 апреля 2004 года. Городец, 2004. С. 52-60.