Сюжет: Праздник Феодоровской иконы Божией Матери
27 марта 2009г.
Статья из т. 12 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.
Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мужской монастырь, находился в с. Городец Балахнинского у. Нижегородской губ. Учрежден по благословению патриарха Московского Адриана грамотой от 20 марта 1700 г. и по инициативе старост И. Юдина и С. Осокина, прихожан Троицкой ц. Верхней слободы Городецкой вол., находившейся в «валах» древнего Городца. В 1-й пол. XVIII в. монастырь располагался «на старом кладбище» у дер. Кириллово (Бабино) Городецкой вол. ЮрьевецПовольского у. (позднее Балахнинский у.). К сер. XIX в. Г. м. вошел в черту с. Городец. В 1764 г. Г. м. подлежал упразднению. По мирскому приговору жителей Городца и ходатайству еп. Нижегородского Феофана (Чарнуцкого) Г. м. был отнесен к заштатным. В июне 1870 г. определением Святейшего Синода Г. м. был возведен во 2-классный общежительный, настоятель получил сан архимандрита.
Легендарные сведения о Г. м. В прошении старост Юдина и Осокина, поданном патриарху Адриану в 1700 г., излагалось предание о существовании с XII в. в Городце монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери и одноименного чудотворного образа. По легенде, в этой обители перед кончиной принял постриг св. кн. Александр Ярославич Невский. Однако ни в одном из летописных источников нет сведений о древнем Феодоровском монастыре в Городце. Информация о нем отсутствует и в агиографии Александра Невского XV-XVII вв. В «Повести о житии Александра Невского» XIII в. сообщается о его пострижении в схиму перед смертью в Городце, но монастырь не упоминается. В «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» (XVII в.) повествуется о переносе иконы из разоренного Батыем Городца в Кострому, где образ получил название по пребыванию в ц. вмч. Феодора Стратилата, но Г. м. в «Сказании...» также не упоминается. Археологические исследования территории, на которой располагался с XVIII в. Г. м., не выявили культурного слоя XII-XIV вв.
С сер. XIX в. в церковноисторической литературе широкое распространение получили легенды о происхождении из Г. м. Феодоровской иконы Божией Матери, постриге в монастыре св. кн. Александра Невского, а также предание об основании Г. м. вел. кн. Георгием Всеволодовичем. Источником последнего послужило старообрядческое соч. «Сказание о граде Китеже» (кон. XVII в.). В 1849 г. в Г. м. было составлено и опубликовано соч. «Историческое сведение о Городецком монастыре Пресвятые Богородицы Федоровские». В нем к преданиям о прямом отношении монастыря к патрональной иконе Романовых и постригу перед кончиной кн. Александра Невского добавилось также повествование об основании Городца и монастыря в 1152 г. кн. Юрием Долгоруким. Впосл. эти легенды стали широко использоваться в церковноисторической литературе.
По др. легенде, бытовавшей в XIX - нач. XX в. в старообрядческой среде Городца, средневек. Феодоровский монастырь, келья, в которой принял постриг св. кн. Александр Невский, место явления Феодоровской иконы находились на месте старообрядческой часовни с. Городец XIX - нач. XX в.
Братия. Указом патриарха Адриана от 20 марта 1700 г. строителя Г. м.- «иеромонаха или монаха» - должны были избрать сами городчане. Первым строителем Г. м. стал иером. Михаил. В 1719 г. в Г. м. проживали игум. Павел, казначей иером. Моисей, 2 иеромонаха, 14 монахов и трудник. Летом 1723 г. указом еп. Нижегородского Питирима в Г. м. были переселены 9 монахов из Покровского монастыря в Василевой Слободе. В 1764 г. в Г. м. проживали игум. Зосима, казначей Филарет, иеромонах и 2 монаха. В 1801-1807 и 1811-1818 гг. строителем Г. м. был прп. Тимон Надеевский, а численность братии не превышала 10 чел. В 1830 г. в Г. м. проживало ок. 20 насельников, в 1870 г.- 51 насельник и 23 чел., «стоящих на усмотрении», к 1888 г.- архим. Феодосий, 12 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 3 монаха, 12 послушников и 31 чел. «на испытании», к 1913 г.- 2 архимандрита, 18 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 8 монахов, 11 послушников и 35 трудников, к 1917 г.- архим. Израиль и 39 насельников.
Храмы и другие постройки. В 1700 г. в Г. м. был поставлен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя св. кн. Александра Невского. Антиминс был выдан 24 июля 1700 г. в Москве строителю иером. Михаилу. В 1702 г. рядом с обветшавшей и впосл. разобранной деревянной была возведена одноименная каменная церковь. В июне 1708 г. иером. Михаил подал челобитные Петру I и митр. Рязанскому и Муромскому Стефану (Яворскому) о строительстве нового, каменного Феодоровского храма (упом. в описи монастыря 1719). После пожара 1765 г. Феодоровский собор был восстановлен стараниями управителя Городецкой вол. Афанасия Яковлева. Собор относился к распространенному во 2й пол. XVII - нач. XVIII в. типу бесстолпных храмов, массивный четверик имел декор в виде кирпичного профилированного карниза, украшенного «поребриком» и венчающего ряда из 5 полуциркульных кокошников на каждом фасаде. Окна собора (одно на зап. и по 2 на сев. и юж. фасадах) были декорированы сандриками. Собор имел 3апсидный алтарь. Во время восстановления после пожара единственная глава собора была заменена 5главием на глухих барабанах. На освящении отремонтированного собора 19 мая 1767 г. присутствовала имп. Екатерина II, сделавшая пожертвования на укоторашение храма и для братии. В соборе сохранялось место моления Екатерины II, обитое красным сукном с вензелем императрицы. В 1872 г. на хорах были устроены приделы во имя сщмч. Антипы Пергамского и вмц. Екатерины. Посвящения престолов были связаны с местным почитанием иконы сщмч. Антипы и с памятью о визите Екатерины II.
К 1717 г. в Г. м. из разобранной деревянной Феодоровской ц. была построена трапезная ц. в честь Преображения Господня (к 1763 упразднена). В 1798 г. на средства местных жителей поставлена теплая ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Считалось, что ее алтарь устроен на месте кельи, где принял постриг в схиму и скончался кн. Александр. В 1870 г. по проекту архит. Л. В. Даля был заложен, а в 1882 г. на пожертвования купца И. А. Ноздринского, городецких жителей Т. А. Плеханова и Ф. С. Кутенева построен новый, каменный храм во имя св. кн. Александра Невского с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1883 г. в нем был освящен придел во имя преподобных Антония, Феодосия и др. угодников Киево-Печерских. Центральный объем Александро-Невского храма типа восьмерик на четверике был увенчан 5главием со световым центральным барабаном; грани восьмерика завершались килевидными кокошниками. Прямоугольные в плане приделы полностью закрывали боковые фасады четверика; высокие 2-скатные кровли приделов примыкали к восьмерику; треугольные фронтоны имели завершения миндалевидной формы. В церкви был сооружен высокий 3апсидный алтарь.
К 1719 г. в Г. м. находилось 5 деревянных келий, окруженных деревянной оградой с рубленой колокольней над св. вратами, к 1763 г.- каменные шатровая колокольня близ собора, хлебопекарня, ограда со св. вратами и 4 башнями. В 1835 г. по инициативе архим. Петра (Каменского) под колокольней был устроен храм во имя вмч. Феодора Стратилата. В нач. XX в. близ АлександроНевского храма по проекту архит. А. К. Никитина была построена 2я колокольня в 4 яруса; на средства московских купцов Е. А. и Е. И. Козловых - 3этажный каменный корпус с трапезной и ц. во имя вмч. Пантелеимона (освящена 14 окт. 1908). К 1917 г. в Г. м. кроме храмов и 2 колоколен находилось 5 братских корпусов, обитель окружала каменная ограда с угловыми башнями.
Святыни. В иконостас Феодоровского собора входили почитаемые Феодоровская икона Божией Матери «в чюдесех» и образ св. кн. Александра Невского с частицей мощей. В 1830 г., во время эпидемии холеры, при настоятеле иером. Флавиане Феодоровскую икону принесли из Г. м. в г. Балахну. Вскоре эпидемия прекратилась, а монастырский образ стал почитаться чудотворным. С этого времени ежегодно во время Петровского поста из Городца в Балахну совершался крестный ход с монастырскими святынями - Федоровской иконой и образом св. кн. Александра Невского. (С 1869/70 крестные ходы совершались уже по неск. уездам Нижегородской губ.)
Просветительская и благотворительная деятельность. К сер. XIX в. Г. м. становится центром духовного просвещения. Проживавший в Г. м. в 1833-1845 гг. на покое миссионер архим. Петр (Каменский) организовал т. н. школу стариков, в которой братия изучала творения отцов Церкви, античных философов. Он пополнял монастырскую бку книгами из своего собрания, оказывал монастырю материальную помощь. Архим. Петр был погребен за алтарем Феодоровского собора. В 1867 г. при Г. м. по ходатайству настоятеля иером. Феодосия было открыто учще для малолетних послушников и сельских детей. За обучение крестьянских детей взималась плата 10 р. в год. Почетное звание попечителя учща было присвоено балахнинскому купцу 2й гильдии И. К. Лазутину, который внес на его первоначальное обзаведение 125 р. и обязался жертвовать ежегодно по 100 р. По ходатайству Лазутина указом Нижегородской духовной консистории от 31 июля 1867 г. 2-классное учще было наименовано АлександроНевским.
28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовнопросветительское АлександроНевское братство, которое возглавил настоятель монастыря иером. Феодосий. Целью братства было содействие учщу в распространении «духовнонравственного просвещения и противодействия иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству бку (2500 т.), пожертвованную монастырю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники учща пользовались бкой бесплатно, жители Городца - за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в монастыре лечебницу с фельдшером и аптекой на 5 коек, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. АлександроНевским братством в Городце было открыто начальное жен. учще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская духовная консистория утвердила при АлександроНевском братстве миссионерское отдние, попечителем которого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами - до 1889) миссионерское отдние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, которые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский.
Материальное положение монастыря. Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллове и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, которые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, которые стремились изъять принадлежавшие монастырю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным.
В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Монастырю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница «Бычиха» с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р.
Подворья монастыря находились в С.Петербурге и Н. Новгороде. Начало столичному подворью положила часовнякиот, освященная 7 авг. 1868 г. в пассажирском зале Николаевской железной дороги. В ней находились Феодоровская икона и образ св. кн. Александра Невского. Средства от продажи свечей и совершения молебнов у киота предназначались для Александро-Невского уч-ща при Г. м. В 1875 г. вслед. тесноты пассажирского зала часовня была закрыта. В 1891 г. служащие товарной станции того же вокзала ходатайствовали об устройстве новой часовни Г. м. в память коронования имп. Александра III и избавления его семейства от гибели в железнодорожной катастрофе 17 окт. 1888 г. Часовня, сооруженная на углу ул. Полтавской и пер. Товарного, в 1904 г. была обращена в церковь, освященную в честь Феодоровской иконы и свт. Алексия, митр. Московского (в память рождения наследника престола св. Алексия Николаевича). С 1906 г. по инициативе архим. Алексия при содействии архиеп. Нижегородского Назария (Кириллова) началась подготовка к сооружению в С.Петербурге храма и подворья Г. м., был учрежден строительный комитет под покровительством вел. кн. Михаила Александровича и председательством ген.майора Д. Я. Дашкова. Постановлением Синода от 18 февр. 1910 г. строительному комитету разрешался сбор пожертвований в храмах Российской империи в течение 2-й седмицы Великого поста. Крупные пожертвования сделали имп. мч. Николай II, св. Иоанн Кронштадтский, частные лица и банки. К окт. 1910 г. было собрано более 137 тыс. р. На приобретенном у Городского управления участке земли 17 окт. 1910 г. еп. Нижегородский Иоаким (Левицкий) освятил место под постройку храма. Верхняя церковь в честь Феодоровской иконы была освящена 15 янв. 1914 г. в присутствии имп. мч. Николая II, его семьи, членов Гос. совета и Гос. думы. Главный престол нижней церкви во имя св. кн. Александра Невского был освящен осенью 1920 г. Фасад храма украшали майоликовая Феодоровская икона и фреска с изображением родословного древа дома Романовых по эскизам худож. С. В. Чехонина. 23 июля 1932 г. храм был закрыт, в нем разместился молочный завод.
С 1867 г. близ железнодорожного вокзала Н. Новгорода по ходатайству иером. Феодосия велось строительство часовни в память спасения 4 апр. 1866 г. имп. Александра II во время покушения Д. Каракозова. 1 сент. 1868 г. часовня была освящена в честь Феодоровской иконы и во имя св. князей Александра Невского и Георгия Всеволодовича - основателя Н. Новгорода. В 1869 г. на средства купца 1-й гильдии А. Ф. Зубкова и господина Иванова часовня была перестроена в храм, главный престол которого был освящен в авг. 1870 г. во имя св. кн. Александра Невского, приделы во имя равноапостольных Константина и Елены и мч. Анатолия (1871). В 1886-1887 гг. в перестроенном храме было открыто подворье Г. м.: на верхнем этаже находилась церковь, на нижнем - кельи с трапезной и кухней. При входе в ограду подворья стояла каменная часовня. В 1887 г. в АлександроНевском храме были освящены также приделы во имя св. кн. Константина, Михаила и Феодора Муромских и свт. Николая Чудотворца. При подворье постоянно проживало ок. 20 монахов. Ежегодно к 1 авг. в церковь подворья приносили монастырские святыни - иконы Феодоровской Божией Матери и св. кн. Александра Невского, которые пребывали здесь до 8 сент., т. е. весь период проведения Нижегородской Макариевской ярмарки. Затем иконы с крестным ходом носили по уездам.
1919-2006 гг. В нач. 1919 г. чекисты Балахнинского у. произвели обыск в Г. м., конфисковали мебель. В 1923 г. монастырь был закрыт, общине верующих передан АлександроНевский храм, в котором до 1934 г. совершались богослужения. В 1924 г. все постройки были поставлены на учет музейным отделом Главнауки Наркомпроса, но к кон. 20х гг. XX в. сняты с учета. В 1934 г. постройки были переданы управлению НКВД для размещения трудовой коммуны правонарушителей. Решением президиума Городецкого горсовета Александро-Невский храм был закрыт и передан «под культурные нужды» коммуны, Феодоровский собор переоборудован под электростанцию, колокольня - под водонапорную башню. В зданиях монастыря размещались общежитие, школа, клуб, кухня со столовой, мастерские - столярная и «хохломской окраски», кузница. Позже храмы монастыря были разобраны, кирпич использовался при строительстве Городецкого судоремонтного механического завода.
К 2006 г. сохранилось 2 кирпичных корпуса Г. м., в которых размещается больница и почтовое отдние. АлександроНевский храм С.Петербургского подворья передан РПЦ и восстанавливается, здание подворья в Н. Новгороде с утратами (без часовни и завершений церкви) сохранилось до наст. времени (ул. Советская, 22).
Архивные материалы: РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 138; Ф. 1209. Оп. 1. Д. 15651; Ф. 1239. Оп. 2. Д. 1574; ЦА Нижегородской обл. Ф. 280. Оп. 3. Д. 747; Ф. 585. Оп. 1; Ф. 570. Оп. 556. Д. 26; Ф. 570. Оп. 557. Д. 31, 96; Ф. 570. Оп. 559. Д. 8, 13, 26, 49, 77, 156; Ф. 2626. Оп. 2. Д. 729.
Источники: Благословенная грамота митр. Стефана на построение церкви в Городецком Феодоровском монастыре // Действие Нижегородской губ. ученой комиссии. Н. Новг., 1895. Т. 2. Вып. 15. С. 142-143.
Литература: ИРИ. Т. 3. С. 749; Мельников П. Городецкие церкви // Нижегородские ГВ. 1845. № 8-9; Ист. сведение о Городецком монастыре Пресвятые Богородицы Феодоровские Нижегородской губ., Балахнинского у. М., 1849; Ист. описание Городецкого Феодоровского монастыря и его настоящее состояние. СПб., 1870; Ист. сведения о Городецком монастыре // Нижегородские ГВ. 1853. № 8; [Певцов В. Г.] Из описания Феодоровского Городецкого монастыря. СПб., 1872; Можаровский А. Архим. Петр (Каменский), начальник Российскоимператорской X миссии в Пекине // Нижегородские ЕВ. 1886. № 18-20; 1887. № 9; Cоколовский А. Летопись с. Городца // Нижегородские ЕВ. 1886. № 3-4; Феодоровский монастырь // Адрескалендарь Нижегородской епархии: В память 900летия Крещения Руси. Н. Новг., 1888. С. 243-248; Феодосий, архим. Ист. описание Феодоровского монастыря, в связи с минувшим политическим значением с. Городца Нижегородской губ. Н. Новг., 1890, 19902; О чудотворной Феодоровской иконе Богоматери, находящейся в Феодоровском Городецком монастыре Нижегородской губ. Н. Новг., 1892; Ист. данные о Феодоровском Городецком монастыре: К построению при подворье монастыря в С.Петербурге храма в память 300летнего юбилея царствования Имп. дома Романовых. СПб., 1910; История Феодоровского Городецкого монастыря (Нижегородской губ.) и построение в С.Петербурге храма в память 300летнего юбилея царствования Имп. дома Романовых. СПб., 1913; Днепровский Д. Древний вал и крестовые сосны в Городце // Действие Нижегородской губ. ученой комиссии. Н. Новг., 1914. Т. 17. Вып. 4. С. 1-5; Мельников А. П. Нижегородская старина. Н. Новг., 1923. С. 56; Галай Ю. А. Федоровский монастырь. Городец, 1994; Сироткин С. В. Материалы к истории Федоровского Городецкого монастыря // Городецкие чтения. Городец, 2000. Вып. 3. С. 64-68; Егорькова И. А. Александр Невский и Городецкий Федоровский монастырь: Легенда и история // Там же. 2003. Вып. 4. С. 56-62; Бахарева Н. Н. Древняя городецкая икона Богородицы: Вопросы истории и иконографии // Там же. С. 111-125; она же. Об иконографических источниках образа «Богоматерь Федоровская» // Там же. 2004. Вып. 5. С. 52-66.
Н. Н. Бахарева