Московского метрополитена. В частности, Корин является автором эскизов светозарных витражей станции «Новослободская», а также мозаик станции «Комсомольская-кольцевая». Остановимся лишь на двух мозаичных панно станции «Комсомольская»: «Александр Невский» и «Дмитрий Донской». Оба сюжета, помимо очевидных художественных достоинств, являют пример высокого историзма изображений.
Так, в «Дмитрии Донском»
Корин успешно преодолел ошибочную традицию в русской исторической живописи изображать схимников Пересвета и Ослябю этакими благостными старцами. У Корина оба героя на переднем плане композиции предстают подлинными богатырями, каковыми и были эти искуснейшие воины из брянских бояр: Александр Пересвет и Родион Ослябя. Их ратному подвигу в Куликовской битве предшествовал подвиг духовный: принятие обоими воинами «ангельского образа» — схимы — обозначало сознательное обречение себя на смерть «за други своя». Святыми ратоборцами духа, а не только меча и пращи, рисует Корин этих зачинателей Куликовской победы.
Среди прочих мозаик подземного дворца «Комсомольская» панно «Александр Невский», помимо чисто художественных достоинств,
представляет собой несомненный шедевр и в решении трудной проблемы — вписывания строгой и сложной батальной композиции в вычурные формы барочного картуша. Аркой проездных ворот и величавым ритмом тогда еще действительно деревянных стен и башен Новгородского детинца художник удивительно естественно и органично сочетает, казалось бы, несочетаемое. Самого князя Александра осеняет огромное полотнище великокняжеского стяга, где на исчерна-синем фоне вырисовываются незабываемые черты утраченного шедевра древненовгородской живописи — знаменитого «Спаса Нередицкого». К сожалению, художественный совет, обсуждавший «во время оно» эскиз мозаики вместе с более высокими стражами от идеологии, дал свое согласие лишь на «пол-лика» (один глаз!) нередицкого шедевра и заставил художника «полусвернуть» великокняжеский стяг над Невским героем...
Нелегок и непрост был жизненный и творческий путь Павла Корина. Неровно и его творческое наследие. Постигая его, мы сегодня безошибочно узнаем, где мастер творил вдохновенно, исповеднически открывая нам свою душу и сердце, где уставал, изнемогая в противостоянии бездушному плакатному «соцреалистическому» оптимизму советской живописи тех лет.
Для молодых художников России творческая судьба Корина еще и убедительный пример того, что и в наш жестокий и неправедный век подлинный, здоровый и нравственный талант в конце концов неизбежно удостаивается всенародного признания. Вспомним, какой сенсацией в культурной жизни Москвы и Россия явилась персональная выставка Корина 1963 года, посвященная 70-летию художника. Своеобразным отзвуком ее успеха явился триумф коринской выставки в галерее братьев Хаммер в Нью-Йорке в августе 1965 года. Изумленное (и, по-видимому, уязвленное) мировым признанием художника тогдашнее советское руководство удостоило Павла Корина Ленинской премии «в области изобразительного искусства» за цикл портретов советских современников 40-х годов: было время рассмотреть и оценить!..
Достойным венцом подвижнической жизни мастера стало открытие в его доме-мастерской мемориального
музея. В основу его экспозиции легла завещанная народу самим художником его всемирно известная коллекция древнерусской живописи. Главный хранитель музея — вдова художника Прасковья Тихоновна Корина. В июне 1971 года Дом-музей Павла Корина в Москве принял первых посетителей. С тех пор без единого «сбоя», не иссякая течет народная река к Дому-музею Корина. Как и полагается после посещения настоящего музея, люди уходят «несколько другими, чем вошли». Об этом красноречиво свидетельствует книга отзывов. Достаточно ее открыть на любой странице, чтобы услышать памятное многим утверждение художника и просвещенного патриота России Павла Корина: «Русь была, есть и будет!»..
В.В. Нарциссов.